Чтобы не терять зарубежные рынки, ростовские компании весь прошлый год искали способы обхода санкций. Корреспондент 161.RU побывал на круглом столе в Ростове, где местные экспортеры рассказали, как ведут дела в 2023 году. Вот два примечательных монолога.
Весной прошлого года Россия столкнулась с масштабными санкциями из-за конфликта на Украине. Многие зарубежные компании массово покидали российский рынок и отказались работать с местными поставщиками.
Хуршед Ахунов, руководитель по внешнеэкономической деятельности в «АМК декоративные покрытия»:
— За прошлый год у нас не было спада. Мы выросли буквально на 10%, но ожидалось, что [рост] будет намного больше. В основном это связано не с санкциями, а с курсом, потому что наша продукция стала неожиданно дорогой для стран СНГ. Но мы это преодолели, регулярно поставляли в практически во все страны СНГ, Европу, Африку.
ООО «АМК декоративные покрытия» — один из победителей всероссийского конкурса «Экспортер года — 2022». С 2014 года предприятие выпускает в Ростове-на-Дону декоративные покрытия для внутренней и наружной отделки стен из экологически чистых материалов.
Мы разработали цепочку — локализацию производства с поставками полуфабрикатов. То есть не полный цикл. Полуфабрикат, то есть основная часть производства — в Ростове, а заключительный этап производится в любой стране, где это нам необходимо. В этом году мы запустили производство в Казахстане — это наш ростовский филиал, и от этого ростовского филиала официальным дистрибьютором является наш казахстанский партнер. То есть вся сертификация и всё прочее будет на казахстанскую компанию.
«Мы продолжили работать с Евросоюзом. У нас в недружественной Литве есть очень дружественный партнер, который любит нашу продукцию»
В Европе [она] начинает распространяться очень сильно. В этом году планируем там основать свой склад консолидации, чтобы работать напрямую с европейскими странами и упростить логистические вопросы.
Например, в этом году в Южную Африку мы отправили через Литву. Ставка на контейнер оказалась в два-три раза дешевле, чем если бы мы делали это с перегрузом в Стамбуле. Мы пошли дальше и отправили небольшую партию в США, материал очень понравился, планируем дальше развиваться.
В планах на этот год — минимальный рост на 20–30% и продолжать расширяться. В этом году посетили небольшую выставку в Словении. Встретились там с интересными партнерами, заключили предварительные [соглашения], так же посетили в Турции хорошего производителя декоративного покрытия, [там] заинтересовались нашим материалом. Уже отгружаем пробную партию. Возможно, там тоже будет локализация для последующих поставок на Ближний Восток и в другие страны.
Нам сейчас срочно-обморочно нужно отправить один поддон в Саудовскую Аравию. На пробный объект нужен один поддон. Запросили информацию от наших логистических компаний — максимум 70 килограмм можно отправить авиа, запросили 500 тысяч рублей. Мы отправляем через Литву — целый поддон порядка 600 килограмм [стоит отправить] 3 тысячи евро, почти в два раза дешевле.
Валерий Погребняк, замдиректора по развитию в «Ингениум»:
— Если говорить о показателях экспорта прошлого года по отношению к 2021-му, то он вырос где-то в пять раз. Сейчас сложилась такая ситуация, что внутренний российский спрос загрузил наше производство как минимум уже на полгода. Это вынудило нас сейчас строить дополнительные производственные площади.
ООО «Ингениум» — ростовский производитель холодильного оборудования. Работает с 2007 года, экспортирует продукцию с 2019 года.
Фактически мы удвоим наше оборудование в следующем году. Повлияли на этот рост принятые несколько лет назад Минсельхозом льготы для производителей пищевой продукции. Возьмем сегмент фруктохранилища — сотни тысяч тонн, сады начинают плодоносить, их не остановишь. И, соответственно, спрос нужно удовлетворить.
«С рынка ушли наши ведущие конкуренты — это американские и европейские компании. Но экспорт для нас остается интересным»
Здесь мы рассматриваем, конечно же, высокодоходный экспорт, страны Европы и США. Бизнес-миссии в Средней Азии показали, что мы можем поставлять. Основные конкуренты — это Турция и Китай, мы можем с ними конкурировать, но это растущие рынки.
Наша продукция по большей части ориентирована на крупные производства, которые связаны с переработкой пищевой продукции, с ее хранением.
Мы видим перспективы следующие. Сейчас изучаем стратегия локализации части производства в одну из дружественных стран. Соответственно, она позволит уменьшить риски по комплектующим изделиям, которые в России не производятся, в Китае не производятся, а получать их как-то надо.
И в то же время [посещаем] европейские отраслевые выставки, [ведем] переговоры с нашими покупателями, которые ушли из России, которые здесь строили заводы по переработке пищевой продукции. Они говорят: «Мы готовы работать с вашей компанией, но при одном условии: если продукция будет производиться не в России». Нам открывают горизонты, показывают те географические сектора, куда мы можем зайти. В принципе, это прельщает.
Пакеты санкций еще больше затягивают петлю на машиностроительных компаниях, которые используют комплектующие. [Даже] страны дружественные, входящие в ЕС, отказываются работать с русскими компаниями. Надо найти середину, когда будет некая страна, где можно собирать оборудование и продавать его без санкционных ограничений в любую точку мира, будет возможность поставлять на эту площадку необходимые комплектующие.
Российский бизнес остается, он будет дальше развиваться. Российский бизнес будет работать с дружественными странами, не российский бизнес — с недружественными.