Выпускница юридического факультета ЮФУ, ростовчанка Соня Лившиц успела два года пожить в Израиле. При этом она давно хотела переехать в далекий Лондон. Желанию было суждено сбыться: Соня поступила в лондонский университет.
161.RU поговорил с девушкой и узнал, справедливы ли стереотипы о британцах и что ей больше всего нравится в Лондоне.
— Расскажи, как складывалась твоя жизнь до переезда в Великобританию?
— Через месяц после выпускного уехала в Израиль. Туда я собиралась очень долго, где-то с восьмого класса. Но по разным причинам мешкала. Я еврейка, и по закону о репатриации (возвращении на родину. — Прим. ред.) я могу получить израильское гражданство. В этой стране сформировалось мое представление о том, чем я хочу заниматься дальше.
Я росла в семье, ценности которой отличались от большинства семей в России. У меня очень доверительные отношения с родителями. Я обсуждаю с ними темы, которые остаются закрытыми среди моих сверстников. Даже здесь, когда я общаюсь с иностранцами, они говорят, что у них нет такой связи с родителями. Во мне воспитали открытый взгляд на мир. Я легкая на подъем.
В Ростове думала о том, чтобы связать свою жизнь с рекламой и организацией мероприятий. В Израиле я активно вела свой Instagram, писала длинные посты о путешествиях, о жизни в другой стране. Меня стали просить вести коммерческие страницы — продвигать салоны красоты и визажистов. Так я пришла в мир SMM. В прошлом году я решила поступать в магистратуру в Лондоне на маркетинговые коммуникации. Поймала себя на мысли: чего я жду и зачем оттягивать?
— Почему выбрала именно Лондон?
— Еще когда я училась в школе, родители отправили меня в лондонскую летнюю школу. Это была любовь с первого взгляда! Когда приехала уже студенткой, помню, в первый день я плакала от счастья. Поняла, что больше нигде не хочу жить, кроме как в Лондоне. С момента переезда у меня ни разу не возникло мысли, что я хочу обратно.
— Что думаешь о мигрантах? Многие говорят, что они чуть ли не предатели своей страны.
— Я не считаю людей, которые уезжают из родной страны, предателями. В наше время этот вопрос вообще не должен возникать. Мир супермобильный и динамичный. Есть потрясающие возможности пожить в любой точке планеты, впитать в себя культуры разных стран.
Мне, например, гораздо ближе европейское общество по своей открытости. Я очень свободолюбивый человек, и этого мне в России не хватало.
— Как отреагировали на твое решение близкие?
— С друзьями я не советовалась насчет переезда. Когда я сказала, что еду в Лондон, они не сильно удивились. А вот родители явно были не готовы к этому. Вся семья тогда была в Израиле, и я утром 2 января спустилась к ним и сказала, что хочу учиться в Великобритании. Они сначала не очень обрадовались, но в итоге поддержали эту идею, и без их поддержки я бы здесь не была.
Пока я готовилась к вступительным экзаменам, никому об этом не рассказывала. Когда уже пришли результаты из университета, я рассказала только нескольким друзьям. Но больше нигде, в том числе в Instagram, не писала об этом. Я выложила пост о том, что поступила, только когда вышла из самолета: тогда было много приятных комментариев. «Директ» буквально разрывался.
— Что уже успела понять про образ жизни и характер англичан?
— К моему удивлению, ориентируюсь в Лондоне лучше, чем некоторые местные. Для меня это огромное потрясение. В Лондоне мне все в кайф с первого дня. Я бы очень хотела здесь остаться. Но если бы все было так просто, люди чаще перемещались бы по миру. Надеюсь, что у меня все получится.
Об англичанах я до сих пор знаю не так уж много. Но я понимаю их особенности, и в определенных ситуациях могу прокомментировать: Such a British thing (Это так по-британски)! В любом случае они очень открытые. Мне нравится их стиль «маленькой беседы». Есть даже такое выражение — small talk. Ты легко можешь пообщаться в магазине с продавщицей или с любым человеком на улице, пока автобус ждешь. Все располагает к общению. Опять же, в России, как мне кажется, люди к такому поведению не привыкли.
— Какие места в городе стали любимыми?
— Я обожаю гулять по Лондону. Очень люблю свой район Ноттинг-Хилл. Готова часами тут ходить. Могу вечером в домашней одежде выйти и наворачивать круги часами. Первые месяцы я каждый день говорила маме по телефону: «Как же здесь красиво!». Правда, восприятие немного притупилось, потому что ко всему привыкаешь. Нравится еще район Кэмден-Таун, потому что это первый район, в котором я жила, когда училась в летней школе. Район фриковатый, но прикольный. Ковент-Гарден — один из тех, что тоже нравятся: довольно старый, у него интересная история. Действие пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу начинается именно там. Недавно ездила в Чизвик, увидеть его было моей давней мечтой. У Теккерея «Ярмарка тщеславия» (такой английский «Евгений Онегин») рассказывает о местной школе для девочек.
— Легко ли перемещаться по городу? Как там транспорт устроен?
— В Лондоне очень удобный транспорт. И это несмотря на отсутствие кондиционеров в автобусах и метро. Хотя в последнее время из-за потепления они бы не помешали. В метро я крайне редко спускаюсь. Знаю, что там происходит, по инстаграмным «историям» друзей. Знаю, что это девятый круг ада, котел — там дышать нечем. Но удобство все равно привлекает. Всего в городе 258 автобусных остановок, станции метро повсюду.
При этом надо сказать, что транспорт в Лондоне довольно дорогой. Студенческий проезд на автобусе стоит 1,5 фунта. Умножить на 85 — это больше 100 рублей. Одна поездка в метро для студента — 2,9 фунта. Проездной на месяц на автобус — 56 фунтов, а в метро — 96 фунтов.
— Какие-то гастрономические привычки уже переняла?
— В продуктовых магазинах — в сравнении с Россией — очень много всего. Я все время нахожу что-то новое, подсаживаюсь на какую-то еду. Нравится культура готовых блюд — ready to cook (полуготовый ассортимент) и ready to eat meals (для микроволновки, нужно только разогреть). Я с ужасом вспоминаю ростовские салаты в пластмассовых ребристых коробочках, которые всегда было страшно есть. Может, сейчас все изменилось, но раньше они не вызывали у меня доверие.
Поняла, что можно упростить себе жизнь и питаться такой едой. Безумно удобно! Это привело меня к ответу, почему многие девушки в Европе не умеют готовить. Все просто: у них не возникает надобности. Замечаю за собой, что сильно обленилась в плане готовки.
— Какие у тебя условия проживания в Лондоне?
— Недвижимость дорогая, особенно в центре. Мне повезло, у меня отличная студия с прекрасным арендодателем. Он всегда идет мне навстречу, даже чинит технику, если что-то сломалось. Как-то у меня были проблемы с отоплением, и чинить пришли через 20 минут. С оплатой коммуналки тоже просто — она уже включена в стоимость аренды студии. Это очень удобно: я не делаю себе мозги решением вопросов по счетам.
— Есть какие-то стереотипы про британцев, которые удалось развеять?
— Миф про мужчин-англичан (да и про всех европейцев) — мол, они никогда не платят за девушек в ресторанах. Возможно, мне просто повезло, но пока ни разу не было ситуации, чтобы британец за меня не заплатил. Мужчины здесь не торопятся жениться. Замечаю, что парни до 30 вообще не обсуждают свадьбу. Разговор на эту тему заводить бесполезно, они не думают о женитьбе. И мне кажется, что это круто. Мужчины, по мне, как раз только к 30 годам становятся серьезными и набираются ума. Многие британцы любят морочить голову. Ну, парень, ты же не собираешься строить серьезные отношения, что же тогда тебе надо? Ни туда, ни сюда.
Еще один миф — о том, что англичане чопорные. Это грубое клише, вроде «русские постоянно пьют водку». На вечеринках говорю: «Нет, я не буду водку», а мне отвечают: «Как? Ты же из России!». Меня это очень раздражает.
— Насколько сложно получить британское гражданство?
— Его оформят, если вы, например, вышли замуж/женились или пять лет просидели на рабочей визе. Последнее означает, что контракт уже продлевали. Но если говорить о рынке в целом, охотнее на работу берут своих — с британским паспортом.
Если вы пять лет на рабочей визе, у вас появляется возможность получить вид на жительство. Нужно будет сдать экзамены по истории и английскому языку. Вопросы самые разные, но бывают особенно сложные и локальные. Например, кто занял первое место по прыжкам в воду со 100 метров на Олимпиаде в каком-то там году. И ты вопрошаешь про себя: «Вы серьезно?». Если экзамены сдали хорошо, мигрантам дадут вид на жительство, и на гражданство подавать необязательно. Но если оно все-таки нужно, можно подать заявление через год.