Ростовчанка уехала работать в Китай летом 2017 года. Она — преподаватель английского в языковой школе. Мария рассказала корреспонденту 161.RU, как она справилась с языковым барьером и каково это — жить в Восточной Азии.
«Хочу работать с детьми»
Мария ходила в школу с углубленном изучением иностранных языков. С первого класса ее учили английскому. Родители всегда видели Машу преподавателем или переводчиком.
— Всегда нравились языки, я учила их с удовольствием, — рассказала Мария Василенко, — но, несмотря на тягу к языкам, меня больше привлекали точные науки: физика, математика и химия.
Ростовчанка поступила в РГУПС, но уже к третьему курсу поняла, что в лингвистике ей бы было интересней. Учебу бросать она не стала и даже отработала год по специальности в логистической фирме, которая занималась перевозками и доставкой угля.
— Примерно через восемь месяцев работы я решила получать второе высшее образование, обязательно связанное с языками, — сообщила ростовчанка.
Тогда она поступила в пединститут в ЮФУ. К первой сессии им дали задание провести в школе несколько уроков. В первый же день, побывав в роли учительницы, Мария поняла, что нашла свое место и только этим и хочет заниматься в дальнейшем.
— Я всегда любила детей, но в тот день я поняла, что хочу с ними работать, что развиваться нужно именно в этом направлении, — отметила Мария.
«Я всегда мечтала об Азии»
Мария со школьных времен мечтала уехать заграницу. Она начала изучать Азию, потому что ей нравилась Япония. Но в эту страну устроиться работать русскому человеку очень сложно, особенно если не планировать переезд навсегда.
— Мне хотелось уехать в такое место, которое очень отличается от России, поэтому выбор пал на Азию, — рассказала Мария, — люблю свою страну, но хотелось кардинально сменить обстановку.
Так получилось, что подруга Маши училась год по обмену в Китае, и у нее остались контакты людей, которые там работают. Мария связалась с менеджером по иностранцам в языковой школе, прошла несколько собеседований, прислала резюме, и ее приняли на работу. В феврале 2017 года ростовчанка начала оформлять документы, и уже в июле она купила билеты и улетела в Китай.
Огромный языковой барьер
Через два дня после приезда в новую страну Мария начала работать. Основная проблема — языковой барьер. Дети не знают русский, не знают английский, говорят на китайском, который не знает Мария.
— Первое время я очень переживала, было тяжело объяснить что-то детям, когда вы не можете поговорить. Со временем научилась объяснять всё жестами, рисунками, — рассказала Мария. — Это был такой челлендж, или (как это по-русски) испытание, забывать стала уже некоторые русские слова.
Дети в языковой школе занимаются разного возраста. Им от 3 до 17 лет. Ученики Машу любят так же, как и она их. Вместо того, чтобы пойти отдохнуть на перерывах, она посвящает всё время им, играет с ними, общается.
Самое сложная группа — дети 3–4 лет. Учить английский их заставляют родители, потому что это престижно.
— Они меня также любят, обнимаются со мной, играют, только они еще совсем маленькие, и этот английский им не нужен, — прокомментировала Мария.
Поэтому в языковой школе занятия проходят не как в обычной. Здесь все уроки — это игра. Для каждой группы нужно находить свой подход.
Сама Мария учит китайский, но это очень сложный язык. Он сильно отличается от русского, да и вообще от европейских языков. Спустя почти два года жизни и работы в Китае Маша научилась понимать, о чем ей говорят, но свободно говорить на их родном языке еще не может.
Какие они, китайцы
Мария живет в городе Тайчжоу, от него до Шанхая 3 часа езды. Городок считается небольшим по китайским меркам. Но Ростов по сравнению с ним — крохотный. Площадь Тайчжоу — 9,5 квадратных километра, а его население — почти 6 миллионов человек.
В Китае очень развиты железнодорожная сеть скоростных поездов, сеть велосипедов, поэтому ростовчанка ездит в разные провинции. За это время она общалась со многими местными жителями и сделала о них несколько выводов.
— Не могу сказать, что все китайцы именно такие, это просто мои наблюдения, — уточнила Мария.
Институт семьи здесь очень ценится. Конечно, бывают и измены, и разводы, но не так часто, как в России. Ребенок — самый главный член семьи, всё делается для него.
Большинство девушек Китая чрезмерно обеспокоены материальным положением. Если их зовет замуж парень без квартиры, хорошей работы, то девушка может это воспринять, как оскорбление.
Мужчины — не такие, как в России, не такие мужественные.
— Русский мужчина — это опора, сильный и уверенный в себе человек, с которым не страшно связать свою жизнь. Китайцы для своей семьи делают всё необходимое, но в разговоре с ними замечаешь, что они немножко «фиалочки» — нежные и ранимые, — рассказала Мария.
Главный плюс для Маши — одежда. Здесь можно ходить в чем угодно. Одевайся, как хочешь, и никто тебя не осудит.
Развлечения, еда и тотальный контроль
Китай, по сравнению с Россией, — безопасная страна, потому что на каждом шагу установлены камеры. Здесь запрещены многие интернет-ресурсы: WhatsApp, Instagram и другие. Сидеть в них можно только через программы для обхода геолокации, которые очень сильно снижают скорость интернета.
Китайские сайты грузятся с хорошей скоростью, поэтому все родные и друзья Марии установили себе приложение WeChat — аналог WhatsApp. Приложение это, конечно же, полностью отслеживается, оно полностью прозрачное для властей и спецслужб.
Люди здесь любят мусорить, но при этом здесь постоянно убирают, за чистотой очень следят.
Из развлечений в Китае — куча парков, по которым можно гулять часами.
— Мне нравится караоке, здесь для каждой компании отдельный зал, поэтому берешь микрофон и поешь, сколько влезет, не надо очередь свою ждать, — рассказала Мария.
Кухня в Китае очень разнообразна, всё зависит от провинции. Сырые овощи здесь не приветствуются, их обычно готовят. Много разных фруктов, но те, которые у нас дороги, здесь стоят копейки, и наоборот. И, конечно, здесь много лапши.
— Я соскучилась по русской еде, очень хочу копченой колбасы, сала, копченой красной рыбы — здесь такого нет. Скучаю по молочным продуктам, в соседней провинции есть русский магазинчик, где я обычно заказываю что-нибудь, но очень хочется домашнего жирного молока, — рассказала ростовчанка.
Мария Василенко любит свою работу и страну, в которой сейчас живет. Пока оставаться там навсегда она не собирается. Но в целом Азия ее не разочаровала.
Если вы хотите первым читать самые интересные материалы, подписывайтесь канал 161.RU в Telegram: t.me/news161ru.
Увидели что-то интересное в городе? Присылайте информацию на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу «ВКонтакте», а также в WhatsApp по номеру +7-918-50-50-161.