В начале мая Алексей Логвиненко объявил, что в парковой зоне по всей Пушкинской запретили движение электросамокатов. Эффект от этого ограничения многие горожане не заметили, за последний месяц завалив чиновников жалобами, что отметили в пресс-службе администрации в ответ на запрос нашей редакции. 161.RU спросил, каким образом регулируется запрет движения самокатчиков на электронных «конях» по главной пешеходной улице и как власти контролируют соблюдение установленного скоростного режима. А еще сами проверили, можно ли взять напрокат электросамокат и покататься на Пушкинской.
Как это должно работать
— В связи с увеличением количества жалоб граждан, поступающих в администрацию Ростова-на-Дону, и в целях урегулирования вопроса передвижения с использованием средств индивидуальной мобильности, в апреле и мае 2024 года проведены совещания с участием операторов кикшеринга, работающих в городе. Контроль за соблюдением условий контракта между пользователем СИМ и кикшеринговой компании полностью относится к компетенции кикшеринга, — говорится в ответе администрации города.
Уточняется, что с 28 апреля операторы на программном уровне ограничили скорость движения электросамокатов:
до 15 километров в час — в парке Октябрьской Революции, парке 1 Мая, Покровском сквере, парке Горького, сквере 1-й Конной Армии, площади Советов, на Большой Садовой и Береговой;
до 5 километров в час — в парковой зоне на Пушкинской от пересечения с Доломановским до Театрального проспекта.
В администрации отметили, что для Пушкинской такое ограничение по скорости установлено, «чтобы при попадании в зону ограничения скорости колеса электросамоката не блокировались полностью и была возможность спешиться и сойти с участка».
— Движение на электросамокатах по Пушкинской запрещено в парковой зоне (центральная часть), но этот запрет не распространяется на проезжие части и участки пешеходных зон с организованными велосипедными дорожками, на которых скорость движения ограничена 15 километрами в час, — ответили в пресс-службе администрации.
Там добавили, что сотрудники департамента транспорта Ростова лично проверили введенные ограничения и «установили невозможность превышения скорости движения по Пушкинской». При этом операторы кикшеринга должны сами контролировать, как соблюдается установленная скорость.
В нашем телеграм-канале в конце мая мы показывали, как прошел эксперимент корреспондента 161.RU. Проверили, легко ли арендовать электросамокат и покататься по Пушкинской после запрета администрации города. Оказалось, сделать это очень просто.
По центральной пешеходной аллее самокат Whoosh поехать смог. Съемка от 30 мая.
Администрация Ростова-на-Дону разработала проект о внесении изменений в правила благоустройства территории, утвержденные решением городской думы от 24 октября 2017 года, предусматривающий в том числе запрет на организацию пунктов размещения электросамокатов на определенных участках, а также новый порядок организации пунктов размещения средств индивидуальной мобильности — вводится процедура согласования расположения таких пунктов с властями.
Рассматривать вопрос о внесении изменений в правила благоустройства территории Ростова планируют на очередном заседании городской думы, которое должно пройти в июне. Утверждать правовой акт администрации города, устанавливающего новый порядок организации пунктов размещения электросамокатов, будут после того, как внесут соответствующие изменения в правила благоустройства.
— Этим правовым актом планируется также установить зоны ограничения скорости движения, запрета эксплуатации и размещения СИМ, типовую форму внешнего вида специальной разметки, используемой для обозначения пункта размещения, и порядок выявления, перемещения и хранения брошенных электросамокатов, — говорится в сообщении.
Пострадавшие от электросамокатов
Заявление Логвиненко о запрете езды в парковой зоне на Пушкинской появилось после нескольких случаев в центре города, когда сбивали пешеходов. В апреле самокатчик наехал на пенсионерку как раз на Пушкинской — и скрылся. Глава СК Александр Бастрыкин приказал возбудить уголовное дело.
Позже мы писали о том, что в Доломановском переулке в районе дома № 111 водитель автомобиля «Омода» сбил 15-летнего самокатчика, который выехал на проезжую часть из-за припаркованной машины. А два дня назад на Нансена водитель электросамоката ехал по тротуару и сбил 10-летнюю девочку. Ребенок попал в больницу, а самокатчик уехал с места ДТП, его ищет полиция.
В конце мая в пресс-службе Whoosh нам сообщили, что повышают штрафы за нарушение правил безопасности поездок. В компании считают логичным ужесточить наказание для нарушителей — их в сервисе менее 1%. Ответственность повысят за поездки вдвоем, передачу управления несовершеннолетним, действия, повлекшие инциденты с травмированием других людей. Аналогичные меры вводят другие операторы кикшеринга.
— Меры против нарушителей принимаются в случае веских оснований и доказательств. В компании рассматривают решение, когда штрафы будут направляться на проекты развития инфраструктуры и образования в сфере СИМ. Сообщить о нарушении ПДД на СИМ можно в поддержку Whoosh, группу во «ВКонтакте». Сообщение о нарушениях всех сервисов принимаются и обрабатываются через чат-бот Ассоциации операторов микромобильности в Telegram: @Samokat_ru_bot. Для идентификации нарушения нужно сообщить дату, время и точное место происшествия — поездка может быть найдена по этой информации, приложить фото или видеофиксацию, — отметили представители сервиса.
За езду вдвоем предполагается штраф 5 тысяч рублей, по пешеходному переходу — тысяча рублей. Если за рулем ребенок — 10 тысяч рублей и блокировка аккаунта в сервисе. За езду пьяным придется отдать 100 тысяч рублей, аккаунт также заблокируют. Нарушение правил парковки обойдется в 500 рублей. Если причинили травму пешеходу — от 30 до 100 тысяч рублей плюс блокировка аккаунта.
Как с электросамокатами работают по стране
На федеральном уровне разрабатываются документы, регулирующие организацию движения электросамокатов и правила их использования. По плану мероприятий, который утвердил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, до ноября 2024 года Минтрансу поручено подготовить постановление правительства «О внесении изменений в ПДД и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» в части:
определения правил остановки и стоянки электросамокатов и велосипедов;
определения новых технических средств организации дорожного движения, обозначающих обособленную инфраструктуру для СИМ;
уточнения понятий «средства индивидуальной мобильности», «электровелосипед», «мопед» и «мотоцикл»;
уточнения правил перевозки грузов и пассажиров СИМ и велосипедов;
установления обязанностей для людей, использующих СИМ, и велосипедистов, включая правила дорожного движения, управление СИМ и велосипедом в трезвом состоянии, прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения, выполнение требования об остановке;
установления понятий «лицо, использующее для передвижения СИМ», «опережение пешехода», определения параметров движения СИМ и велосипедов для указанного маневра.
До декабря 2024-го планируется подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ» в части утверждения:
требований к созданию федерального реестра СИМ для их учета;
требований, обязывающих вносить сведения о СИМ, принадлежащих физлицам, юрлицам и индивидуальным предпринимателям, в реестр;
норм для контроля, надзора и управления движением СИМ;
обязательности учета СИМ в документации по организации дорожного движения;
требований к организации парковок (парковочных мест) для СИМ на дорогах общего пользования;
обязанностей информировать о введении ограничения движения СИМ на улицах, дорогах или их участках;
основ организационного механизма контроля за использованием, в том числе коммерческим, СИМ;
оснований для принятия типового соглашения об организации работы операторов краткосрочной аренды СИМ в муниципальном образовании;
уточнение ограничений на движение СИМ.
Эти меры, по идее, должны снизить риски возникновения ДТП.