Неделю назад, 14 января, глава ростовского дептранса Христофор Ермашов рассказал, что пассажиры обстреляли два автобуса после ссоры с водителями из-за масок. Корреспонденты 161.RU съездили в автопарк, чтобы пообщаться с водителями и перевозчиком, на маршрутах которого это произошло. Вот что те рассказали.
«Пассажиры сказали, что стрелял в дверь»
Первый такой инцидент произошел в марте 2020 года на маршруте № 66. Гендиректор компании-перевозчика «Трансэкспорт» Дмитрий Леоненков даже не связывает тот случай с масками и пандемией. Говорит: обычное хулиганье.
Во второй раз автобус компании обстреляли в октябре. В тот день за рулем на маршруте № 55 был водитель Сергей Мосенко. Это был вечерний час пик.
― [Подошли] двое молодых людей — на вид лет 18–23 примерно. Один внизу стоял, а второй начал подниматься в салон. Когда человек заходит без маски, я еще перед оплатой говорю, чтобы надел. Этот ответил: «Не буду!» Я повторил. Слово за слово, в итоге говорю: «Разворачивайся и выходи». Он менжевался. Пассажиры тоже начали: «Ты или выходи уже, или надень маску». Он вышел, был на взводе.
Потом хлопок. Сергей не обратил внимания, но пассажиры начали кричать. Автобус остановился. В этот момент стекло в задней двери пошло трещинами и рассыпалось.
― Никто не пострадал: ни от стекла, ни от пули. Может быть, это была воздушка, а, может, резиновая пуля — точно не скажу. Пассажиры видели, сказали, что стреляли в заднюю дверь.
Сергей позвонил диспетчеру, высадил людей и поехал в гараж.
«Если в салоне кто-то без маски — штраф»
По словам директора «Трансэкспорта», за пассажиров без масок отвечают водители и компании-перевозчики. При этом рычагов влияния на людей ни у первых, ни у вторых нет.
― Человек говорит: «Не надену, и всё!» Что с ним водителю делать? Не драться же. Остановиться и не ехать? Это получится, из-за одного человека высаживать полный салон. Редко бывает, что сами пассажиры говорят спорщику: «Мы тебя сейчас высадим и поедем». А нас штрафуют за это дело (отсутствие масок у пассажиров. — Прим. ред.). У меня больше миллиона штрафа — это только на юрлицо. Проверяют: если в салоне кто-то без маски, выписывают штраф водителю — 1000 рублей, а мне — 100 тысяч рублей, — сетует Леоненков.
По его мнению, помог бы дежурный на маршруте — из Росгвардии или полиции.
― Хотя бы человека в форме в автобус посадить — уже другое отношение от пассажиров. Человек заходит, а ему росгвардеец говорит: «Наденьте маску». Я не предлагаю постоянно [дежурить]: пусть сегодня на одном маршруте, завтра — на другом предприятии.
По словам Леоненкова, дело не только в штрафах за маски. Обеззараживатель воздуха в салон не поставишь — конструкцией транспорта не предусмотрено. Число машин больше положенного на маршрут не выпустишь — за это тоже грозит штраф. Получается, что маски — пока единственное, что может сократить число заражений коронавирусом в общественном транспорте.
«Если бы кто-то пострадал — другое дело»
После мартовской стрельбы перевозчик подал заявление в полицию — в ростовский ОП № 7. Там возбудили уголовное дело по статье «Хулиганство». И ничего. Поэтому после октябрьского инцидента в полицию уже не пошли.
― Я 15 лет работаю в сфере транспорта. [За это время] стрельба тоже была, но ни разу еще ни одного человека не нашли и не привлекли. Дело (по мартовской стрельбе. — Прим. ред.) не закрыто. А в октябре мы не обращались [в полицию], потому что мне проще восстановить стекло [в двери]. Если бы кто-то пострадал, там бы уже была другая ситуация, — отметил Леоненков.
Замена стекла в одной створке обошлась предприятию в 9 тысяч рублей.
Леоненков говорит, что после публикаций в СМИ ситуацией заинтересовались и прокуратура, и Следственный комитет, и полиция. Но обоих стрелявших пока так и не нашли. Редакция 161.RU направила официальный запрос в пресс-службу ГУ МВД по Ростовской области с просьбой прокомментировать инциденты, но пока не получила ответа.