Глава Ространснадзора Виктор Басаргин в интервью «Российской газете» рассказал о том, что появились специальные браслеты для водителей автобусов. С их помощью можно будет следить за состоянием человека за рулем. Правда, когда эту систему начнут вводить, не уточнил. Зато напомнил и о тахографах, через которые можно контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха. По словам чиновника, такие аппараты и индивидуальные карточки водителей в скором будущем появятся во всех автобусах.
По словам Басаргина, таким образом в Ространснадзоре планируют уменьшить число аварий с общественным транспортом. За 2018 год в России случилось 3,5 тысячи ДТП с участием автобусов. При этом в Ростовской области число таких ДТП за прошедший год выросло на 40%.
161.RU спросил у ростовских перевозчиков и экспертов по ОТ, что они думают об инициативе Ространснадзора. Они отмечают, что новая система чревата большими тратами для перевозчиков и при этом может оказаться совсем неэффективной. При этом сейчас более актуальная проблема для донских перевозчиков — внедрить у себя тахографы и не разориться.
Сергей Портнов, гендиректор АТП № 5
Не понятно, для чего нужны эти браслеты. Водители сейчас и так проходят медосмотр. Медик проверяет температуру, давление. Но если деньги девать некуда — можно и браслет надеть. Про то, будут ли у нас их вводить, пока ничего не слышал. А вот внедрение тахографов перенесли на 1 июля 2020 года, хотя должны были сделать это уже в этом году.
Это будет очень затратно. У нас больше ста графиков. Под 40 тысяч стоит тахограф на один автобус. Надо еще каждому водителю обучение пройти и специальную карточку сделать. Это порядка 5 тысяч рублей.
Тахограф используют, в первую очередь, чтобы отследить режим труда водителя на линии. Но есть же система ГЛОНАСС, по которой легко определить, сколько часов водитель отработал.
Николай Ларин, общественник
Внедрение любой технологии, тех же браслетов, скажется на рентабельности перевозки. То есть АТП должны поставить приборы учета, тахограф за 30 тысяч рублей и дороже, оплатить его обслуживание. Кто будет оплачивать браслет? Карточка для тахографа стоит в районе 3 тысяч рублей. Она именная и будет принадлежать водителю, который имеет право с ней уволиться и перейти на другое предприятие. Кто оплачивает эту карточку? Возникают еще и такие вопросы: кто будет производить эти браслеты? Кто продвигает эту идею? Мне кажется, что это обычное лобби.
Идея учета рабочего времени — интересная. Но если мы ее введем в Ростове, то не получим снижения аварийности, которое и так происходит, потому что водителей нет. В Ростове кадровый голод. Водители работают с переработками. А я этот браслет смогу передать кому угодно — и он будет с ним ездить, поэтому предлагаю вживлять чип в тело водителя.
Как эта система вообще работает? Ты в шесть утра пришел на работу, получил путевой лист. Выехал в восемь часов утра. Эти два часа рабочего времени ничего не делал, но через два часа должен уйти на отстой на 15–20 минут. Только после этого можно ехать, покататься час и снова уходить отстаиваться. Но вот ты попал в пробку и стоишь. Выключить тахограф и переключить карточку на режим «отдых» не можешь. В это время фиксируется нарушение трудового режима. А это огромные штрафы и для водителя, и для перевозчика.
Сегодня система с браслетами и тахографами работать в городе не будет. Для этого надо иметь на один автобус хотя бы два водителя. Единственный выход — повышать престиж профессии, она должна быть высокооплачиваемой. Вот тогда водителей будет достаточно, тогда будет соблюдаться режим труда и отдыха. А сегодня оплата зависит от выработки, поэтому к концу смены у водителя такой браслет просто сгорит от сердечного ритма и артериального давления.
Михаил Кругликов, редактор проекта «Ростовский городской транспорт»
С одной стороны, регулирование нужно, но, с другой стороны, организму не прикажешь «днем спи, а ночью работай», например. Как на междугородних рейсах бывает: едут два водителя, один отработал, но еще не хочет спать. А второй после пересменки понял, что чувствует себя уставшим. Бывает, водители в итоге меняются карточками и работают друг за друга.
Мне кажется, нужно поставить в кабинах пары десятков автобусов камеры, которые бы работали как регистратор, чтоб потом передавать данные в ГИБДД.
Дисциплина нужна. Была в Москве авария — один трамвай влетел в другой. Водитель сказала, что у трамвая отказали тормоза, хотя машина новая — года два ей. Там были камеры, направленные в салон и в кабину. Так вот запись со второй показала, что вагоновожатая засмотрелась в телефон.
Ирина Ал Зирки, президент Ассоциации работников транспорта и туризма
Это только планы, но все нововведения имеют место. При этом меня интересует, во-первых, за чей счет это будет? Куда будут передаваться данные? Я хочу увидеть, как будут синхронизировать данные и какой плюс получит перевозчик в плане контроля и управления этими моментами. Будут ли вводиться нормативные акты по поводу штрафов? Больше вопросов, чем ответов.
Пока не понятно, будут ли эти нововведения обязательными. Главное, чтобы их эффективность и цена были соизмеримы.