В XXI веке за «Ростов» играло много легионеров из экзотических стран. Одним из них был капитан сборной Северной Кореи Хонг Ен Чо.
Корреспондент 161.RU Ренат Дайнутдинов рассказывает, как северокорейский нападающий оказался в Ростове и куда пропал потом.
Играл в армейском клубе
Карьеру Хонг Ен Чо начал в клубе «25 апреля», который получил свое название в честь даты основания Корейской народной армии.
Команда проводит свои матчи на одной из самых больших арен в мире. Стадион Первого мая вмещает около 110 тысяч зрителей.
Летом 2007 года нападающий совершил редкий для игрока из Северной Кореи переход в европейскую команду. Его пристроили в сербскую команду «Бежания».
— С парнем работает целый пул агентов. Сначала они просто вывезли его в Белград, чтобы адаптировать к европейской жизни и показать местным скаутам. Команда «Бежания», в которую он попал, боролась за выживание в высшем дивизионе чемпионата Сербии, но для его агентов это не играло большой роли. Гораздо важнее было то, что в Белграде достаточно дешевая жизнь, ведь те полгода, что Хон провел в Сербии, агенты кормили и содержали его на свои деньги, — рассказывал подробности перехода нападающего в чемпионат Сербии Алексей Прудников.
«Ростов» вместо «Тоттенхэма»
2008-й год для «Ростова» был непривычным. Желто-синие в минувшем сезоне впервые вылетели из Премьер-лиги и готовились покорять Первый дивизион, который тогда еще не был лучшей лигой мира.
Летом для решения этой задачи в команду пришел северокореец Хонг Ен Чо.
— Серьезный интерес к игроку проявляли «Тоттенхэм», «Бохум», менхенгладбахская «Боруссия», но компартия КНДР не хотела отпускать его в Западную Европу. Тогда я стал искать варианты трудоустройства в России. Несколько клубов из Премьер-лиги вроде бы обозначили заинтересованность, но всё это было как-то робко и неуверенно. А «Ростов» сразу сказал, что им нужен Хон и они готовы заплатить за него требуемые деньги, — рассказывал в 2008-м году «Советскому Спорту» Прудников.
Контракт с капитаном сборной КНДР подписывали в Москве в гостинице «Юность», в которой находился ресторан «Сеул». И в нем же в итоге представители клуба и игрока отпраздновали свершившийся переход, якобы сняв перед этим значки, на которых был изображен Ким Ир Сен.
В Первом дивизионе Хонг провел 16 матчей, в которых забил два гола и отдал две результативные передачи. «Ростов» вернулся в Премьер-лигу, уверенно заняв первое место.
Первый игрок «Ростова» на чемпионате мира
2009-й год для Хонга получился неоднозначным. За «Ростов» он провел всего 14 матчей и забил один гол — в победном матче против ЦСКА (2:1), но при этом вместе со сборной Кореи оказался на чемпионате мира в ЮАР, став первым футболистом «Ростова», которому удалось выйти на мундиаль.
Из-за чемпионата мира 2010 год для Хонга получился еще более скомканным. За «Ростов» он провел всего один матч — для подготовки к мундиалю он отправился в расположение сборной КНДР за несколько месяцев до начала турнира.
В ЮАР Хонг был капитаном команды. В первом туре КНДР достойно смотрелась в игре против команды Бразилии (1:2), а затем потерпела два разгромных поражения от Португалии (0:7) и Кот-д’Ивуара (0:3).
Сборная КНДР заняла последнее место в группе и покинула турнир. Благодаря Хонгу и комментатору «России 2» Роману Трушечкину в интернете тогда завирусилось видео. Журналист рассказывал историю о Хонге и не заметил, как кадр переключился на Криштиану Роналду.
— А этого человека мы знаем — выступает он за «Ростов», — сказал комментатор.
Выговор от партии
После трех поражений на чемпионате мира за судьбу Хонга стали беспокоиться и даже предполагали, что его могут отправить на исправительные работы.
— Этого ни вы, ни я, да и никто не знает. Не угадаешь, что творится внутри Северной Кореи. Как, например, партия отреагирует на такое выступление команды? Там непредсказуемые вещи происходят. Например, Хон Ен Чо они у нас забрали за два месяца до начала чемпионата мира, ничего не объясняя, сказав лишь, что он им нужен на сборах. В общем, сложности есть. Но мы его ждем. Когда Хон звонил после поражения от португальцев, настроение у него было, конечно, невеселое. Но не убитое. Если бы партия была очень уж сильно недовольна, настроение у футболиста было бы иным, — сказал 26 июня 2010 года изданию Euro-football.ru спортивный директор «Ростова» Александр Шикунов.
В итоге футболист всё же пропал. В «Ростове» его потеряли и даже писали письмо в федерацию футбола КНДР, угрожая обратиться в ФИФА.
— После чемпионата мира долго не могли его найти. Все телефоны были отключены, на письма в федерацию футбола КНДР никто не отвечал. Наконец по скайпу отыскали его где-то в Китае. Хонг Ен Чо сказал: «Я скоро приду». Правда, объявился еще через полмесяца. Попытались выяснить, где же пропадал, но он толком ничего не рассказывает. Знаю лишь, что по партийной линии после чемпионата мира получил строгий выговор, — рассказал Шикунов в ноябре 2010 года «Советскому Спорту».
В итоге футболист приехал в Ростов в середине июля. Свое отсутствие он объяснял так:
— Когда чемпионат мира в ЮАР для сборной завершился, я вернулся к себе домой, в Пхеньян. Но потом у меня возникли небольшие проблемы личного характера. Какие именно, простите, не могу сказать. Тем более что в итоге я их уладил. А когда уже собрался ехать в Россию, сильно заболел: воспалилось горло, несколько дней меня мучили сильный кашель и температура. Думаю, у меня была тяжелая ангина. Возможно, сказалась резкая смена климата после ЮАР, — цитирует Хонга «Советский Спорт».
В конце года Хонг попросил «Ростов» разорвать с ним контракт. Клуб не стал сопротивляться и отпустил его на родину. По данным Transfermarkt, Хонг в Северной Корее играл за «25 апреля», а в 2013 году завершил игровую карьеру. Больше никакой информации о судьбе бывшего нападающего «Ростова» нет.