За совсем короткую свою историю ХК «Ростов» смог не просто навести шороху в российском хоккее, но и вовсе стать чемпионом третьей по силе лиге страны. О прошедшем сезоне, чемпионате мира, развитии хоккея в России и многом другом побеседовали игроки ХК «Ростов» Станислав Цицаров, Никита Стариков и Алексей Алтухов, пришедшие в гости в редакцию 161.ru.
– Первый вопрос по прошедшему сезону. Против кого было тяжелее всего играть?
Станислав Цицаров (С.Ц.): Самым таким принципиальным соперником был смоленский «Славутич». Из шести игр пять проиграли. Но с сильными командами, наоборот, интересней играть. Есть, у кого поучиться.
Никита Стариков (Н.С.): Как в прошлом, так и в этом сезоне для «Ростова» самым тяжелым был Смоленск. Что парадоксально, мы выиграли только одну игру в овертайме, зато практически всегда побеждали «Мордовию», которая со «Славутичем» играет на равных.
– А все считали, что самый принципиальный соперник для вас – это ЦСК ВВС...
С.Ц.: Да не скажу. По игре явно нет. Хотя они тоже достойные соперники, потому что там люди из ВХЛ и Суперлиги. Например, Сергей Шиханов, Никита Смирнов, Сергей Завьялов.
– Никита, половину этого сезона ты отсидел на лавке. Михаил Михайлов – сильный конкурент? Или, может, тебе чего-то не хватало?
Н.С.: «Сидеть» я начал после Нового года. Одна неудачная игра в Новочебоксарске против «Сокола» и... Примерно в это же время приехал Максим Проничев, и они начали играть вдвоем с Михаиловым, неплохо получалось и выигрывали. Я расстраивался, конечно, но не сильно – если команда выигрывает, зачем что-то менять. Конкуренция была сильная в этом году.
Никита Стариков – двукратный чемпион РХЛ. Родом из Санкт-Петербурга, в хоккей отдали в 4,5 года. До семи лет был нападающим, но затем встал в ворота. Практически всю игровую карьеру отдал СКА – сначала школа, с 14 лет начали подпускать к СКА-2 и в 18 лет сыграл первую игру за фарм-клуб. За основную команду играл в основном в товарищеских играх на сборах. Год отыграл за ВМФ в Высшем хоккейном дивизионе, далее был сезон за СКА-1946 в Молодежной хоккейной лиге. Потом был Саратов и Смоленск.
– Если все же останетесь в РХЛ, сложно ли будет найти мотивацию, когда по сути верхняя планка уже достигнута?
Алексей Алтухов (А.А.): Каждому спортсмену хочется чего-то большего. Никакой расслабленности не будет, наоборот, на нас теперь лежит двойная ответственность, потому что мы – чемпионы, и надо будет доказывать, что мы не зря выиграли лигу. Когда выиграл один кубок, хочется и второй, третий, четвертый.
– Какие факторы важны для успешного выступления в высшей лиге, если вы туда попадете?
А.А.: Главный фактор – это финансирование. А так все есть: аэропорт, Дворец спорта, который, правда, можно чуть-чуть подделать...
С.Ц.: ...Устал он немножко с 60-х годов. Нужен ему косметический ремонт.
А.А.: Народ ходит и очень любит хоккей в Ростове. Самые лучшие болельщики РХЛ живут здесь.
Н.С.: К примеру, если посмотреть на Краснодар, где создали команду ВХЛ, там ходит 200-300 человек. Хотя дворец там шикарный. А здесь на РХЛ ходит по 2500.
– Робертас Кучинскас (президент ХК «Ростов» – Прим. автора) говорил, что после закрытия ростовского Дворца спорта на реконструкцию, вы будете играть на Ice Arene или в Краснодаре.
С.Ц.: Лучше уж в Краснодаре.
Н.С.: Я думаю в Краснодаре тоже будет собираться полный зал, когда будут приезжать ростовские болельщики. Пусть местные посмотрят, как надо собирать людей на хоккей.
– Часто ли приходится импровизировать во время игры?
А.А.: Импровизировать можно только нападающим или защитникам, которые уверены в себе.
Н.С.: А вратарям лучше не импровизировать. (Смеется.)
– Григорий Пантелеев – строгий тренер?
А.А.: Он не строгий, но требовательный. Не то, чтобы он кричит сильно, просто требует от каждого выполнения своих функций и задач. Старается доходчиво, спокойно и без мата объяснить каждому игроку, что от него надо.
– Когда ХК «Ростов» только начинал играть в РХЛ в 2013 году, и никто еще никого не знал, большинство считали главным тренером Сергея Сухарева, так как он кричал на вас на играх.
Н.С.: Да, да. Они у нас с Пантелеевым, как хороший и плохой полицейский. Григорий Владимирович – спокойный на скамейке, а Сергей Николаевич не дает понижаться градусу игры.
– Что будете делать в отпуске?
А.А.: Я взял путевки, всей семьей в Турцию полетим. Отдохнем на море после трудного сезона, наберемся сил. А потом будем готовиться к новому сезону, который обещает быть интересным.
Н.С.: МХЛ, говорят, закроют и многим командам предложат либо прекращать существование, либо переходить в РХЛ. Насколько я знаю, точно станет известно после чемпионата мира.
С.Ц.: У меня тоже отпуск будет насыщенным. Мы, наверно, слетаем отдохнуть куда-нибудь семьей. А вообще я очень люблю рыбалку. С братом купили моторную лодку и будем рыбачить на Волге все лето.
А.А.: Может, приплывешь в Ростов? Как Федор Конюхов. Я тебя встречу здесь на Ворошиловском мосту, он как раз достроится. (Смеется.)
Н.С.: По приезду в Питер 10 июня у меня будет свадьба. Сразу после нее полетим, скорее всего, кушать салат «Цезарь» в Грецию.
– Вы много колесите по стране, играя за разные команды, а ваши девушки/жены также с вами ездят? Не жалуются?
А.А.: Нет, не особо. Уже привыкли.
С.Ц.: Наоборот. очень нравится. По крайней мере моей супруге. Будет, что внукам рассказать. Не то, что вечно сидеть на одной работе.
– А в Ростове как свободное время проводите?
А.А.: Если честно, особо времени не было гулять по городу. В выходные чаще с семьей проводили время. Бывало, выезжали в центр на Садовую, набережную. Или на Западном в парках «Сказка» или Плевен. Сейчас лето будет, свободного времени прибавится и, может, появятся какие-нибудь любимые места в Ростове.
Алексей Алтухов – трехкратный чемпион РХЛ. Начал заниматься хоккеем в челябинской дворовой команде в шесть лет. Первым клубом был местный «Мечел». Отыграл там полсезона и пригласили в школу магнитогорского «Металлурга», в котором по два раза выиграл чемпионат России и региональное первенство. Затем были Саратов, Серов, Самара, Смоленск. Отец родом из Ростовской области, военный пенсионер. Мама работает медсестрой в военном госпитале в Екатеринбурге. Брат пошел по стопам отца, а Алексею, как он признается, «военное дело не легло», не смотря на настояния родителя.
– За КХЛ, НХЛ следите?
Н.С.: Сильная серия была между СКА и ЦСКА. Такой скрытый финал. Прям как у нас с «Мордовией» в этом сезоне. Я слежу за НХЛ, ночами не сплю. Болею за Pittsburgh Penguins.
– Перейдем к предстоящему чемпионату мира по хоккею в Чехии. Как вы думаете, на кого надо делать ставку Олегу Знарку (главный тренер сборной России – Прим. автора) – на опыт или молодость?
А.А.: Нужно молодежь привлекать. Не стоит забывать об Олимпиаде, и на этих чемпионатах мира, которые будут до нее, необходимо накатывать молодежь. Как это делают шведы, финны, американцы. В 2014 году канадцы на ЧМ в Минск привезли молодежь.
С.Ц.: Все готовятся на таких турнирах к Олимпийским играм. Есть много хороших, перспективных ребят. Взять тот же питерский СКА, где просто очень раскрылся Евгений Дадонов.
Н.С.: Американцы не то, что со второй своей лиги берут хоккеистов, а даже с университетов, которые были на первом месте на драфте. То есть в 19-20 лет людей проверяют во взрослом мужском хоккее. Но в России задача стоит всегда выигрывать все турниры, не важно как. Молодежь не привлекают, потом мы проигрываем Олимпийские игры.
– Какая шайба в карьере была самой запоминающейся?
Н.С.: Есть у меня одна такая шайба в составе СКА-1946. Были серия с «Омскими Ястребами», мы выиграли две домашние встречи, потом на выезде две проиграли, и решающая вновь была в Санкт-Петербурге. И вот, конец первого овертайма, счет 0:0. Наш игрок выбегает один на один, обыгрывает вратаря и не попадает в пустые ворота. Шайба пошла по борту, ее подхватил игрок «Омских Ястребов», вошел в зону и бросил из под игрока. Я пропустил, и мы вылетели. До сих пор не очень приятно, когда вспоминаю этот момент.
А.А.: У меня, наверно, в этом году была такая шайба, когда я ЦСК ВВС забил в овертайме в первом матче финальной серии. Я очень сильно радовался, и надо мной потом подшучивали, что я, как жук ногами дергал.
С.Ц.: Я даже и не вспомню подобных шайб. Разве что, когда играли против «Славутича» в Ростове, я встал вместо вратаря и выбил шайбу с ленточки ворот. Спас тогда от гола.
Н.С.: Стас неплохо сыграл, когда забивали гол в последней финальной игре с Самарой. Он тогда хорошо вошел в зону и отдал голевую передачу на Дмитрия Кузьменко.
– С кем бы хотели поиграть в одном звене? Можно из действующих или тех, кто завершил карьеру.
А.А.: С Сергеем Гомолякой (известный российский хоккеист, чемпион мира среди молодежи, чемпион России и Евролиги, ныне вице-президентом челябинского «Трактора» – Прим. автора). А из действующих... Дацюк, Мозякин, Зарипов.
С.Ц.: С Марковым в паре можно «походить». С Ши Уэбером. Или, конечно, с Дацюком – человеком-легендой мирового хоккея.
Н.С.: А я бы даже просто посидел рядом с Марком-Андре Флери (канадский вратарь Pittsburgh Penguins, олимпийский чемпион 2010 года – Прим. автора). Мне с Алтуховым нравится играть в звене.
– Каким видом спорта еще интересуетесь помимо хоккея?
А.А.: В футбол нравится поиграть. Теннис.
С.Ц.: Хоккеист сможет сыграть в любом командном виде спорта – и в футбол, и в баскетбол, и в волейбол. Например, футболист не сможет играть в хоккей.
Н.С.: В большой и настольный теннис многие хоккеисты неплохо играют.
С.Ц.: В карты можно еще. Особенно, когда куда-то далеко едешь. На приседания, на отжимания играем. У нас был случай по молодости, проиграл в «Дурочка», выходишь на станции и приседаешь. Народ шарахается – выбежал из вагона, поприседал, поотжимался и обратно.
Станислав Цицаров – трехкратный чемпион РХЛ. Родился в Тольятти там же и начал заниматься хоккеем в одной из лучших школ России. Играл там до 17 лет, потом поехал в Новочебоксарск служить в армии. После ненадолго уехал в Серов, где познакомился с Алексеем Алтуховым. Выступал за команды из Волжского, Новочебоксарска, Набережных Челнов, Смоленска. Вместе с Алтуховым и Никитой Стариковым стали первыми чемпионами РХЛ в составе «Славутича». Первый тренер Гуженков Владимир Федорович, тренер олимпийских чемпионов Вячеслава Буцаева и Алексея Ковалева.
– Считаете ли вы, что в российском хоккее существует сейчас системный сбой?
А.А.: Думаю, есть. Посмотрите, какие новости сейчас о хоккее: один тренер получил взятку, на другого жалобы поступают, откаты, агенты дают интервью, что в «сборной играют олигархи» и прочее. Из всех этих мелочей и обстоятельств и складывается, что молодые игроки пропадают, уезжают играть в различные непонятные лиги. Молодежь в сборную практически не приглашают, играют одни и те же, а потом провал на Олимпиаде.
С.Ц.: Многим ребятам не дают раскрыться.
А.А.: Да, во многих клубах есть такие ребята, которые платят денежки и играют.
С.Ц.: Если ты молодой, ты должен быть на голову сильнее какого-то игрока, чтобы тебя заметили. Это очень тяжело. Раскрываются некоторые люди в 25-27 лет.
Н.С.: И сама структура у нас очень не идеальная. Вот заканчиваешь школу и переходишь в МХЛ, там играешь до 21 года. А потом куда? Тебе надо в ВХЛ. Приходишь туда, а там уже все битком забито. Плюс ко всему команды ВХЛ сотрудничают с клубами КХЛ и оттуда спускают пять человек. Мест не хватает. Очень много игроков каждый год просто не находят себе команды. Я думаю, для этого нужно расширять РХЛ – здесь нету каких-либо лимитов, и в принципе неплохой уровень игры.
А.А.: Вот пять лет назад была очень интересная лига – 14-15 команд, сезон был длинный. Новые команды, новые города. Я вот тогда первый раз побывал в Набережных Челнах.
Н.С.: Также не было никаких лимитов, играли фарм-клубы по зонам. Могло быть так, что 20-летние играют против 30-летних. Так быстрее опыта набираешься, чем «вариться в своем возрасте». Еще создали МХЛ-Б, вообще не понимаю, для чего. Уровень хоккея там практически никакой. Нужно играть со старшими, с теми, кто сильнее тебя.
С.Ц.: Еще в КХЛ очень много легионеров. Не дают пацанам молодым раскрываться. Приезжает легионер на чье-то место.
А.А.: Они приезжают сюда только, чтобы денег заработать. А хоккей показывают не самый лучший. А ведь можно вместо них привлекать ребят с МХЛ. Та же ситуация и с иностранными тренерами – они по большому счету никакой вклад не делают.
– Сюда же можно включить и «неразвитие» детского хоккея...
С.Ц.: У нас только чиновники говорят, мол, «там построили, там построили». На самом деле не знаю, что они где строят.
А.А.: Детские тренера, если честно, тоже не выполняют свою работу. Кинут шайбу ребятам, и они ее просто гоняют. В Финляндии или Швеции совсем другое воспитание хоккея. Там до 12 лет вообще практически шайбу не дают. Делают упор на катание.
С.Ц.: А в России дети еще не научились толком кататься, им уже клюшки повыдавали.
Н.С.: В США, Канаде в каждой деревне есть каток, причем довольно неплохой. А в одной финской деревне есть магазин хоккейной атрибутики, которого даже в Питере нету.
Фото: Фото автора