Ужасная штука — этот интернет. Сидели себе женщины на кухне, занимались своими природными обязанностями, и никто не знал, как у них обстоят дела, какое настроение и о чем они думают. А теперь они не просто картошку чистят и плиту моют, а еще и пишут в этот ваш интернет про свою жизнь.
А жизнь женская какая? Работа, дети, уборка, стирка, готовка. Зарплату получила, в магазин побежала, сумки притащила, в кошелек заглянула — денег нет. Куда делись, что купила? «Транжирка! Не умеешь планировать», — хмурится муж.
Неужели это на самом деле так? Давайте разберемся.
Живет себе самая обычная, среднестатистическая такая семья. Муж и жена работают, он добытчик, у него зарплата побольше, а у нее — поменьше. Ну потому что женщинам в целом платят почти на 30% меньше, в карьерном росте им мешает «стеклянный потолок», львиную долю времени и сил забирает домашний труд по обслуживанию семьи. Ну и начальник говорит: «А зачем тебе повышение? У тебя же муж есть».
Они оба приходят с работы, он садится и включает телевизор или компьютер, она идет на кухню готовить или разогревать ужин. Он ест и возвращается к компьютеру, она моет посуду.
И не всегда понятно, кто какой вклад вносит в эту семью, пока не грянет, например, развод. При подсчете нажитого выясняется, что телевизор, стиральная машина и другие крупные покупки были сделаны из зарплаты мужа. Это дает ему основания обвинить женщину в том, что ее доли в движимом семейном имуществе нет, что она буквально сидела у него на шее со своей небольшой зарплатой.
При этом незаметно выносится за скобки, что же семья ела всё это время? Почти никто не хранит чеки на еду, и далеко не у всех сегодня стоят приложения, ведущие учет покупок. Да что считать между родными, кто сколько кусков съел? Стыдно как-то, неправильно… Думает женщина, глядя, как бывший муж увозит стиральную машину.
А между тем на женскую «копеечную» зарплату зачастую и покупаются продукты. И не только продукты, а также всякие бытовые мелочи: пакеты для мусора, лампочки в люстру, стиральный порошок, губки для посуды, крем для обуви, ручки-тетрадки, фумигатор от комаров, туалетная бумага…
Всё то, на что мужчина считает ниже своего достоинства обращать внимание, но чем всегда пользуется. Если вы дадите себе труд подсчитать, вы обнаружите, что на эти презираемые мелочи денег уходит в совокупности не меньше, чем на бытовую технику.
Если не больше. Это бездонная дыра, куда непрерывно утекают деньги. И утекают они чаще всего из женского кошелька. Но что подшить к делу, когда грянул развод или пара просто выясняет отношения? Нечего. Съедено — забыто.
Кто-то скажет, мол, что это в современном обществе всё летит в тартарары, сломалось и смешалось, роли перепутались… А вот во времена оны всё было по правилам! Мужчина добывал условного мамонта, а женщина ждала в условном доме, чтобы приготовить из мамонта ужин. Вы удивитесь, но ученые этот миф не подтверждают.
Например, исследования эволюционного биолога Джареда Даймонда, антрополога Кристен Хоукс и десятков их коллег показывают, что в сохранившихся до наших дней племенах охотников и собирателей добыча мужчины в среднем за период составляет около 4600 ккал, а женщины — 10 300 ккал.
Размер добычи женщин (фрукты, личинки, корешки и т. д.) стабилен день ото дня, тогда как мужская охота несколько дней подряд может не иметь никакого результата. Конечно, не все калории равны. Однако лучше съесть что-то с более низкой пищевой ценностью, чем не съесть ничего. Особенно когда дело касается детей, беременных, больных, стариков. Да и голодные мужчины много не добудут.
Интересно, что добытчики мяса в этих племенах отказывались следовать более выигрышной промысловой стратегии и охотиться на мелких животных, предпочитая гоняться за крупными. Исследователей поразило также, что после удачной охоты мужчины племени не спешили к жене и детям, а щедро делились мясом со всеми встречными, донося домой примерно четвертую часть добычи.
В какой-то момент стало очевидно, что смысл охоты для них — не в том, чтобы прокормить семью и даже себя самого (если интересно, в чем, ищите книгу Ричарда Рэнгема «Зажечь огонь»). Как бы ни закончился их день, голодными они не оставались, потому что женщины уже решили этот вопрос собирательством.
Миф о великом добытчике очень живуч. Если мужчина дает хоть какие-то деньги на еду, то рано или поздно прозвучит пафосная фраза: «Я тебя кормлю». Вы можете себе представить жену, которая, покупая продукты на свои деньги, упрекает мужа: «Я тебя кормлю»? А ведь установка социума именно такова: женщина отвечает за еду, женщина готовит и кормит. Где она возьмет эту еду, мало кого волнует.
Считается в порядке вещей метнуть на стол, когда мужчина приходит в гости, даже если он принес к столу только себя. Покажи, что ты хорошая хозяюшка, что ты вкусно готовишь!
«Я же на прошлой неделе мясо покупал», — возмущается муж. Во-первых, это мясо давно кончилось, и он съел большую его часть. Во-вторых, семья ест далеко не только мясо. Семья в целом и мужчина в частности едят гарниры, салаты, варят пельмени, пьют чай с печеньками, перекусывают бутербродами, хрустят яблоками… Откуда это всё взялось, со скатерти-самобранки?
Если женщина наберется смелости и поднимет тему питания и его стоимости… Например, скажет бойфренду, который ужинает у нее почти каждый вечер, чтобы он приносил продукты; или попросит мужа употреблять жареное мясо с гарниром, а не съедать в один присест всё, что есть в сковородке (оставив крошечный кусочек, чтобы сковородку не мыть)… Она рискует нарваться на праведный гнев и страшную обиду: «Куска пожалела!» (причем не только с его стороны, но и со стороны его мамы).
Но правда в том, что речь идет далеко не про один кусок. Еда и коммунальные услуги составляют большую часть трат в бюджете среднестатистического россиянина. Вы же не будете спорить с тем, что коммунальные услуги имеют прямое отношение к питанию и выживанию семьи?
Не будем голословными. В 2018 году один городской житель нашей страны тратил на продукты питания в среднем 6151 р. При этом (как подсчитали эксперты Сбербанка, используя собственные данные и информацию Росстата) ежемесячные траты одной семьи на ЖКХ составили чуть больше 5 тысяч рублей. А средняя зарплата в Ростове-на-Дону, например, составляет 29 тысяч рублей. Но это средняя, а минимальная — чуть больше 11 тысяч. Кассир в «Пятерочке» получает около 18 тысяч.
Да, мужчины дают женщинам деньги на продукты и предметы быта. Хорошо, если эта сумма покрывает затраты. И если у мужчины есть работа и он не в поиске себя третий год. И если он не врет про размер зарплаты, откладывая денежки на секретный счет.
Или если не вкладывает всё в свой прожект, который вот уже совсем скоро должен непременно озолотить, ты только подожди. Или если он не выплачивает кредит за машину, на которой сам же и ездит, а жена с детьми в поликлинику может прекрасно и на автобусе. И если...
А еще говорят, что женщины ужасно меркантильные. Так и ищут мужчину, которому можно на шею присесть. И откуда только берутся истории, в которых мужчина переезжает к женщине, живет у нее годами, питается домашней едой, обихожен и обстиран, а потом лет через восемь неожиданно покупает квартирку…
Маленькую такую квартирочку, крошечную, не обращайте внимания. И, главное, много же таких историй, вот же сволочь, интернет!
И самое главное: речь сейчас не о том, чтобы обесценить вклад мужчин.
Речь о том, чтобы по достоинству ценить вклад женщин.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Если вы хотите первым читать самые интересные материалы, подписывайтесь канал 161.RU в Telegram: t.me/news161ru.
Увидели что-то интересное в городе? Присылайте информацию на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу «ВКонтакте», а также в WhatsApp по номеру +7 918 50–50–161.