Редакция 161.ru начинает проект «Наши люди», в рамках которого мы будем рассказывать о ростовчанах, переехавших жить за границу. Елена Майер, в девичестве Ларская, родилась и училась Ростове. Здесь же окончила факультет журналистики в РГУ (сейчас — ЮФУ. — Прим. ред.), после пару лет работала в Москве. Сейчас ее жизнь — в Швейцарии, в пригороде Цюриха. 34-летняя ростовчанка переехала за границу к любимому, там же вышла замуж, родила сына и дочь. О том, как резко и неожиданно для нее самой изменилась жизнь, Елена Майер рассказала корреспонденту 161.ru.
На знакомстве с иностранцем настояла мама
По словам женщины, о регистрации на сайте знакомств с заграничными женихами настояла мама.
— Я уже жила в Москве, у меня там были хорошая работа, друзья. Я не хотела уезжать из столицы. Но меня сильно пинала мама. Ей казалось, что брак с иностранцем — это хорошо. В итоге она мне прислала ссылку на сайт знакомств и сказала: «Регистрируйся». Я долго отнекивалась, но потом завела аккаунт, —рассказывает Елена.
Девушка не старалась сделать свою страницу привлекательной. В то время, как большинство зарегистрировавшихся россиянок выкладывали гламурные снимки, Елена загрузила лишь две фотографии, на которых она была запечатлена без макияжа.
— За всё время существования моей страницы мне написали лишь два человека, и один из них — мой муж, — продолжает девушка.
Между россиянкой и швейцарцем завязалась переписка.
Сказка в Японии
Спустя пять месяцев онлайн-общения иностранец пригласил ростовчанку на свидание. Встретиться договорились в Японии.
— У Курта там живут родственники, поэтому выбор пал на эту страну. Наше знакомство выпало на Рождество. Он прилетел в Японию на день раньше меня, встретил меня в аэропорту, — вспоминает Елена.
Девушка признается, что это не была любовь с первого взгляда. Но спустя почти две недели с начала общения между россиянкой и швейцарцем начали зарождаться сильные чувства. Оказалось, что, несмотря на географию, у пары много общего.
Тем не менее, прощаясь, ростовчанка не сильно надеялась на вторую встречу. С грустью улетая из Японии, Лена думала, что сказка подошла к концу.
Но она сильно ошибалась. Свидание в Японии оказалось лишь началом их долгого счастливого романа.
Свадьба
Не успела Елена приземлиться в Москве, как Курт сразу же вышел на связь.
— Он сказал, что скоро приедет ко мне. Прилетел в Москву зимой, а на Пасху пригласил к себе, чтобы познакомить с родителями. А ближе к лету позвал жить в Швейцарию, — продолжает девушка.
Елена бросила работу в столице и переехала в Цюрих.
— Я сразу же записалась в языковую школу. В России учила английский, а в Швейцарии говорят на немецком, на французском и итальянском, но я оказалась в «немецкой» части, — продолжает Елена.
Так как россиянка приехала в Швейцарию по туристической визе, ей раз в три месяца приходилось улетать домой. Вскоре Курту это надоело, и он предложил пожениться.
— Зарегистрировать брак оказалось не так просто: пришлось полгода собирать ворох документов. Наконец осенью 2011 года мы расписались, — говорит Елена.
Семья
Сейчас семья живет в пригороде Цюриха в собственной пятикомнатной квартире. Из окон открывается вид на зеленые луга и горы. Елена говорит, что сельская местность идеальна для детворы.
— У нас тут иногда коровы даже гуляют. Кстати, многие дети уже с четырех лет ходят в садик сами, — рассказывает собеседница издания.
Посещает сад и дочь Елены.
— Кстати, сад и ясли в Швейцарии — это совершенно разные заведения. Ясли практически все частные, очень дорогие. Туда берут детей с трех месяцев, а после четырех лет отдают уже в садик. Стоимость яслей в среднем 100 франков в день, — продолжает Елена. — Вообще сады, школы, медицина, пенсионное страхование в Швейцарии — отдельная тема для разговора.
Квартира за 700 тысяч франков и копеечная ипотека
О дошкольном и школьном образовании, ипотеке, пенсиях и социальной политики в Швейцарии Елена может рассказывать долго. По ее словам, с Россией очень много отличий.
Удивительно, но факт: типичных для российских спальных районов однокомнатных и двухкомнатных квартир в Швейцарии нет.
— Они тут (имеет в виду швейцарцев. — Прим. ред.) вообще зажрались! Я не слышала, что тут вообще есть квартиры площадью в 20–30 квадратных метров, а если такие и строят, то в них селятся беженцы. В Швейцарии принято, что семья из двух человек живет в четырехкомнатной квартире. У нас — пять комнат: гостиная, кабинет, три спальни. На мансарде есть еще большая кладовая. Так вот, по местным меркам для двоих взрослых и двоих детей это уже тесно. Швейцарцы просто не понимают других условий. Аналогов с той же Левенцовкой я здесь не видела, — рассказывает Елена Майер.
Недвижимость в Швейцарии очень дорогая. Например, квартира за 700 тысяч франков считается относительно дешевой. Кстати, большинство швейцарцев берут недвижимость в ипотеку.
— Процент по ипотеке здесь очень маленький! Примерно от 0,6 до 2,5 процента. В то же время очень многие предпочитает снимать жилье, а не покупать, — делится Елена.
Система аренды недвижимости в корне отличается от российской.
Частных арендодателей в Швейцарии очень мало. Зато существует много фирм, строящих дома для сдачи в аренду. Квартиранты здесь более защищены, чем у нас.
— Никто просто не может взять и выгнать из квартиры. А если у людей есть дети, то выселить их на улицу просто невозможно. Но если человек решил съехать, то сделать он это может в определенное время. Для этого есть два дня в году. Если квартиру покидаешь в неположенный срок, то ты должен сам найти новых квартирантов, — говорит Елена.
Пособия и бездомные
По словам ростовчанки, граждане Швейцарии имеют большую социальную защищенность, чем в России. Например, если человек потерял работу, то два года государство будет платить ему 70 процентов от зарплаты и настойчиво помогать найти работу.
— Чтобы получить пособие, надо собрать кучу бумаг. Если через два года материальное положение не изменилось, работа не появилась, то надо опять предоставить соцслужбам документы, подтверждающие бедственное положение. Но в целом с голоду здесь никто не умирает,— говорит Елена.
Кончено, полностью безоблачной жизнь в Швейцарии назвать нельзя. Здесь есть и бездомные.
— Я их называю идейными бомжами. В основном это люди лет 30–40, которые не хотят работать, — рассказывает Елена.
Кстати, декрет в Швейцарии сильно отличается от декрета в России. Отпуск по уходу за ребенком — всего три месяца. Женщина сама выбирает, уйдет ли она в декрет до родов или после.
— Многие женщины поэтому ходят на работу чуть ли не до схваток, — говорит Елена.
Иначе складывается и система пенсионных отчислений.
— На пенсию мужчины уходят в 65 лет, женщины — в 64. Но надо понимать, что в Швейцарии продолжительность жизни больше, чем в России, уровень медицины также намного лучше, — комментирует собеседница издания.
Пенсия состоит из нескольких частей, ее размер зависит от стажа работы и размера зарплаты. Но минимальную, страховую часть человек будет получать, даже если он не работал.
Также пенсионеры могут выбирать: забрать всю пенсию сразу или получать ее ежемесячно до конца жизни.
Елена признается, что очень скучает по России, по товарищам.
— Таких близких друзей, какие были у меня в России, в Швейцарии нет. Но в целом я не жалею о переезде. Теперь моя жизнь в Швейцарии, — подытожила Майер.
Оксана Круглова