Сегодня губернатор Ростовской области впервые с момента пожаров в районе Театрального спуска встречается с погорельцами. Ожидается, что глава региона обсудит с пострадавшими вопросы компенсаций и порядка адресной поддержки наиболее нуждающихся.
Ранее, напомним, Заксобрание Ростовской области приняло специальный закон, который регулирует распределение помощи пострадавшим от пожара. Признанные таковыми 473 человека единовременно получат социальную выплату на приобретение или строительство жилья. Не позднее конца декабря будет определена сумма единовременной выплаты, жилье будет выкупаться по среднерыночной цене, стоимость квадратного метра составит 46 800 рублей.
Как ранее отмечал председатель ЗС Александр Ищенко, срок принятия закона затянулся на такой длительный период в связи с тем, что на федеральном уровне нет соответствующих правовых актов, которые могли бы индивидуально решить проблемы людей, пострадавший от пожара.
Общая сумма, которая будет выделена на помощь погорельцам из федерального и городского бюджетов, составит около 450-500 млн рублей. Кроме того, в законе указано, что погорельцам не будут давать разрешение на восстановление сгоревших домов, так как территория не предназначена для частной застройки.
Все подробности встречи вы можете узнать из нашего репортажа.
В начале встречи губернатор напомнил, что специально принятый закон о выплатах погорельцам прошел огромное количество инстанций, прежде чем был принят Заксобранием Ростовской области. В консультациях по его созданию участвовали три федеральных вице-премьера, министр строительства, огромное количество областных и муниципальных чиновников.
Голубев подчеркнул: единственной формой компенсации за утраченное жилье, согласно законодательству РФ, является выдача пострадавшим государственного жилищного сертификата.
В зале очень много народу. О многих из них, утративших жилье, но пока еще не добившихся права на компенсацию, писал 161.ru. У ростовчан заготовлено к чиновникам много вопросов. Основной из них — почему им не разрешают восстановить свои дома и жить там, где они жили раньше?
Председатель донского Заксобрания Александр Ищенко напомнил, что 8 декабря Гордума установила дополнительные меры соцподдержки за счет городского бюджета. Выплаты предоставят тем, кто жил в сгоревших домах, при этом помещение должно быть признано непригодным для жилья, деньги выделяют одной семье, это принципиально: одна семья — одна выплата на всех. Еще одно условие — нет другого жилья или оно меньше соцнормы. Семьи получают выплаты исходя из социальной нормы. Выплаты могут быть использованы на покупку или на строительство жилья.
Мэр города Виталий Кушнарев объясняет погорельцам, по какой формуле производится выплата за утраченное жилье, если для семьи оно не является единственным. Помощь из бюджета города люди получат только в том случае, если площадь имеющегося жилья — меньше социальной нормы. В этом случае разницу между имеющимся жильем и социальной нормой компенсируют деньгами — по 46 800 рублей за каждый недостающий квадратный метр
Василий Голубев пообещал, что каждого погорельца готов выслушать лично и поучаствовать в решении его проблемы в индивидуальном порядке. Каждый, кто пришел на встречу, получит право задать вопрос.
На вопрос о возможности восстановления домов губернатор отвечает отрицательно. При этом он подчеркивает еще раз — никакого жилого строительства на месте выгоревшего пятна на Театральном спуске не будет, высотки там точно не появятся. Под какие цели город будет использовать землю,решат власти города и градостроительный совет.
Одна из пострадавших интересуется, есть ли указание признавать жилье, даже пострадавшее минимально, непригодным для проживания, чтобы отобрать у людей землю. Известны случаи, когда дома, которые не то что не сгорели, но даже не были в пламени, признавались не подлежащими восстановлению. Губернатор, естественно, говорит что никаких таких указаний никто не давал. Эксперты работают честно, утверждает Василий Голубев.
Атмосфера в зале постепенно накаляется. Становится понятно, почему чиновники пришли на встречу в сопровождении солидного отряда полисменов. Со всех сторон разносятся выкрики, и зал потихоньку теряет управляемость.
Основная причина для негодования — жители Театрального спуска никуда не хотят переезжать с годами обжитого места. Они напоминают губернатору, что их несколько раз пытались поджечь, а когда это наконец-то удалось (по их утверждению), власть ничего не делает, чтобы защитить людей. И даже наоборот — потворствует их ограблению.
Также погорельцев очень сильно волнует, куда делись деньги, которые пострадавшим ростовчанам собирали всей страной. Речь идет о 14 млн рублей. Виталий Кушнарев поясняет, что уже не 14, а всего 10. Деньги потрачены на отдых детей погорельцев, а также на питание в гостинице. По поводу питания раздаются чуть ли не проклятия — люди говорят, что сразу несколько погорельцев отравились, да и вообще кормят очень скудно.
Губернатор уверяет собравшихся, что ни один рубль из собранных средств не будет потрачен впустую. Голубев напомнил, что и он из личных средств делал взнос в этот фонд, как и многие его коллеги. А по поводу питания замечает, что контроль за этим вопросом осуществляет Роспотребнадзор, однако все жалобы будут проверены еще раз.
Погорельцы жалуются, что на их жилье и питание выделяется очень мало денег. Один из выступающих приводит такие цифры — на проживание 550 рублей в сутки, а на питание — всего 250 рублей. Кажется, это действительно очень мало. Звучит предложение, чтобы оставшиеся в фонде помощи деньги (те самые озвученные Кушнаревым 10 млн рублей) разделили поровну между погорельцами. Однако, похоже, городские власти не готовы это сделать — в этом случае, как говорит градоначальник, мэрии нечем будет заплатить за гостиницу.
Одна из ростовчанок, кстати, была беременна во время пожара. Сейчас она спрашивает, будет ли учитываться при расчете компенсаций не родившийся на момент происшествия ребенок. Губернатор уверяет, что делается всё возможное, чтобы и он тоже учитывался.
Один из самых старых погорельцев — 85-летний дедушка, почти слепой, сейчас проживает у сердобольной знакомой, которая забрала его с улицы. У него сгорело вообще всё, а компенсации он никакой не получил. Больше того, даже за озвученные (но еще не выданные) деньги он вряд ли купит хоть сколько-нибудь приличное жилье. Плачет.
Вопрос от четы Поздняковых, оставшихся без жилья и без компенсации, потому что глава семьи прописан в дачном домике.
Напомним, есть три условия для получения помощи: отсутствие другого жилья, постоянное проживание и наличие прописки по адресу, где случился пожар. При этом в администрации города уточнили, что садовые домики, дачи и флигели площадью меньше 33 квадратных метров за жилые дома считаться не будут.
Однако дачу родителей Вадима на окраине Ростова, где он прописан, жилым домом посчитали, хотя его площадь всего 30 квадратов. Кушнарев уже лично пообещал Поздняковым разобраться в ситуации, теперь им то же самое обещает губернатор. Выполнит ли?
Люди, выпустив пар, потихоньку начинают терять интерес к происходящему. Им в очередной раз на конкретные вопросы отвечают общими фразами, никакой новой информации нет. По всей видимости, кому-то нужно было поставить галочку — встреча состоялась, но людей не обманешь: мероприятие еще идет, а ползала уже опустело.
Губернатор оценил, что на выкуп участков под сгоревшими домами по рыночной цене уйдет в общей сложности не менее двух лет.
Чиновники также пояснили, что в случае, если купленное погорельцами жилье окажется дешевле общей суммы помощи, разницу нельзя будет забрать деньгами. Она останется в бюджете.
Ищенко поясняет, почему нельзя строиться на месте сгоревших домов. По закону, жилье нельзя возводить там, где действует режим ЧС. И в районе сгоревших домов на Театралке он до сих пор действует. Отстроиться в другом месте погорельцам тоже будет проблематично, поскольку свои жилищные сертификаты они могут обменять на квартиру по факту ввода объекта в эксплуатацию. Это тоже нюансы российского законодательства. Так что фактически жителей вынуждают поменять свои частные дома на квартиры.
Вопрос от жителей ул. 7 Февраля. Дома здесь почти не пострадали, что подтверждает и Виталий Кушнарев. Почти все они сохранятся, так что их жителям не нужно беспокоиться, никто их выселять не будет.
В центре помощи погорельцам продолжают работать штаб и юристы, которые готовы разъяснить людям все нюансы и помочь правильно подготовить документы для получения помощи. Губернатор предлагает решать проблемы в частном порядке, а по поводу обратившихся (а большинство из этих случаев сложные и нестандартные) пообещал держать ситуацию на личном контроле. Василий Голубев поздравляет всех с Новым годом и удаляется.
На этом наша трансляция заканчивается. Мы будем следить за развитием ситуации.
Фото: Александр Кузьмин