
Многодетная семья из Азова не может отремонтировать ветхий дом на своем же участке, который находится Участок находится на территории объекта культурного наследия Азовского музея-заповедника. С 2016 года здесь установлен особый правовой режим использования земли и чиновники не раз предлагали главе семьи продать участок. Когда он отказался, в ход пошли «административные рычаги». Подобный казус может возникнуть везде в области, где создана такая зона.
Культурная экспансия
– Все началось в 2015 году. Мы решили привести в порядок дом на улице Московской, в котором мы живем. Закупили стройматериалы, получили разрешение в мэрии, но теперь я не могу приступить к работам, так как в 2016 году были введены особые правила использования земли, которые, например, строго регламентировали земляные работы, – рассказал 161.ru глава семьи, потомственный казак Владислав Гаринов.
Семья живет на этом участке с 2010 года, а дом на участке датирован 1940 годом. Он расположен прямо над остатками вала азовской крепости – средневекового сооружения, от которого сегодня не осталось даже крепостных стен. Официальное название этого памятника археологии: «Городище Азака-Таны с некрополем».

В 2012 году областное министерство культуры утвердило границу территории, охватившей более половины Азова. Она получила статус зоны охраны объектов культурного наследия. Фактически он ограничивает граждан в использовании собственности: запрещает какие-либо самостоятельные земельные и строительные работы, установку заборов, посадку деревьев на глубину более 30 сантиметров. С 2016 года эти изменения вступили в силу.
– Чиновники от министерства культуры обвинили меня в том, что я вел земельные работы на своем же участке, хотя я начал строительство дома сразу после того, как мне в мэрии выдали разрешение, – рассказывает Гаринов. – Мне угрожали штрафами (до 200 000 рублей) и даже лишением свободы (до трех лет). А затем вообще предложили продать землю по цене ниже рыночной.
Тогда Гаринов обратился в Азовский городской суд, но тот, по его словам, вынес абсурдное решение о незаконности выданного мэрией разрешения на реконструкцию жилья.
Азовчанин подозревает, что его просто хотят «выдворить» с земли.
– Ко мне несколько раз приходили люди из министерства, включая замминистра Ивана Грунского, настойчиво предлагали продать участок. Но ниже кадастровой стоимости, за 2 млн рублей (кадастровая стоимость - 2,7 млн рублей). Я отказался, вот и начались хождения по судам, – предполагает Гаринов.
Кстати, Азовский музей-заповедник поставил забор прямо посередине переулка, в котором находится дом Гаринова, закрыв проезд к участку и пожарный разворот. Азовчанин планирует продолжать борьбу в суде вышестоящей инстанции.

Культурный контроль
Однако у сотрудников музея и министерства культуры иная версия событий.
– Огульные обвинения в наш адрес и в адрес министерства культуры – личные домыслы Владислава Гаринова. Проблемы у него начались после того, как он решил строить двухэтажный дом, чего сейчас на территории заповедника по закону делать нельзя. Это жилой сектор, рядом тоже живут люди и они почему-то не выдвигают обвинений, что у них забирают землю. Действительно, в прошлом году ему предлагали продать участок, но он отказался. Никто ни на чем не настаивал», – рассказал корреспонденту 161.ru директор Азовского музея-заповедника Анатолий Горбенко.
По его словам, забором музей оградил территорию заповедника, азовской крепости 18-го века, что позволило уберечь памятник от разрушения.
– Теперь мы контролируем порядок на этой территории, когда только устанавливали забор, здесь валялся мусор, шприцы, пакеты. Кстати другие жители не раз благодарили нас за ограду, – отмечает Анатолий Горбенко.
Замминистра культуры Ростовской области Иван Грунский по телефону сказал, что история Гаринова «не соответствуют действительности». От уточнений по телефону он отказался, предложив рассказать все при личной встрече.

Руководитель ростовского регионального отделения общества охраны памятников Александр Кожин утверждает, что закон все же не на стороне многодетной семьи Гаринова.
– Чувства его понять можно. Но Азов – уникальный исторический город, место древних поселений. Большая его часть имеет статус охранной зоны культурного наследия, чего нет во многих других городах. Федеральный закон был подписан президентом в еще 2002 году, но только сейчас дорабатываются подзаконные акты, которые уже действуют в Азове. А строить в зоне можно только после археологического исследования почвы. А этот процесс долгий и дорогостоящий, – отмечает Александр Кожин.
Подобная ситуация, по словам Кожина, может возникнуть в любом месте Ростовской области, представляющем археологический интерес. 161.ru ранее описывал похожую ситуацию, возникшую в районе раскопок древнего Танаиса.
Фото предоставлено Владиславом Гариновым