За последние пять лет в России возвели лишь треть из планируемых станций метро. В некоторых городах эту стройку пришлось заморозить. На прокладку новых линий и сооружение станций в кризис даже у городов-миллионников не хватает денег. В одних власти отказались от подземки в пользу более бюджетных альтернативных вариантов транспорта, в других стройка метрополитена замерла на неопределенный срок. Где строительство метро поставили на паузу, читайте в нашем материале.
Челябинск
О строительстве метро в столице Южного Урала заговорили еще в 60-е годы прошлого века. Но к активным действиям перешли только в начале 90-х. По проекту запуск метрополитена должен был состояться уже через 8 лет после старта. Но в связи с экономическими трудностями с 1997 года работы были почти заморожены. Они продолжались только на одном объекте – в районе Торгового центра. Средства на реализацию проекта почти не выделялись, и это заметно сместило сроки сдачи метро.
При строительстве челябинского метрополитена используется новейшая техника – канадский тоннелепроходческий комплекс «Ловат». Он способен увеличивать скорость стройки в несколько раз. Кстати, планировалось, что в отделке станций метро будут использоваться местные материалы – уральский камень, мрамор, каслинское литье. В 2010 году челябинцы ждали запуска первой линии метро с четырьмя станциями: «Тракторозаводская», «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы».
Однако их ожидания вновь не оправдались. Строительство растянулось еще на несколько лет. В это время город активно искал инвестора, способного вложить средства в этот проект. Ведь городу эти работы обходятся крайне дорого. По данным горадминистрации, только на поддержание технического состояния метрополитена в 2015 году было потрачено около 500 млн рублей. В этом году губернатор Челябинской области Борис Дубровский поручил разработать план по развитию челябинской подземки. Но о конкретных сроках ввода в эксплуатацию метро по-прежнему не сообщается.
Бизнесмен из Санкт-Петербурга ранее предлагал властям Магнитогорска проект частного наземного метро. Строительство предполагалось за счет инвесторов без участия федерального или муниципального бюджетов. Частные инвестиции составили бы 24 млрд рублей. По задумке, метро было бы бесплатным для горожан, прибыль инвестор получал бы от аренды торговых помещений на станциях. Автор идеи отметил, что строительство надземного легкого метро дешевле в десять раз, чем затраты на подземный метрополитен. При этом затраты на содержание инфраструктуры и перевозку пассажиров меньше. Срок строительства по плану – четыре года при средних темпах 20 км в год. Подобную идею бизнесмен предлагал и для Челябинска, но пока не получил конкретного ответа от властей.
Омск
Метро в Омске тоже пытаются построить еще с советских времен, но несколько раз проект замораживался. В 2008 году объект был включен в федеральную программу празднования 300-летия Омска, общая стоимость оценивалась свыше 30 млрд рублей. По данным правительства Омской области, всего с 2014 по 2016 годы на строительство в Омске метро в региональном бюджете было заложено чуть больше 700 млн рублей, федеральном – 2,3 млрд руб. Сегодня первая линия первого пускового комплекса метро, по информации регионального министерства развития транспортного комплекса, построена лишь на 60%.
Пару лет назад местные власти законсервировали стройку. Они объяснили это «неясностью дальнейшей судьбы проекта». Кстати, вместе с новой поземкой горожане лишились строительства гидроузла, нового аэропорта Омск-Федоровка и северного обхода Омска, которые также обещали построить к масштабному юбилею города.
Омские чиновники предложили переформатировать метро в более дешевый скоростной трамвай и получить на это федеральное софинансирование. По их подсчетам, такой вид транспорта обойдется дешевле – в пределах 500 миллионов рублей. Однако конкретный проект скоростного трамвая там до сих пор не разработали. Планы на предусмотренные на возведение метро 1,3 млрд федеральных рублей также решили изменить. Власти рассчитывают перенаправить их на ремонт дорог. А стройку метрополитена в Омске решили полностью переложить на федеральный бюджет и попросили о дофинансировании проекта Минтранс РФ.
Местные эксперты считают, что властям надо признать, что метрополитена в городе не будет еще долго. «Непонятно, кто больше ошибся: предыдущие власти, что начали эту стройку, или нынешние – что отказались от строительства метро и позволили навязать себе идею скоростного трамвая. При этом сегодня уже нельзя не строить метро – под землей все прорыто и на этой территории нельзя ставить постоянные сооружения», – пояснил однажды «Коммерсанту» сенатор Омской области Игорь Зуга.
В СССР строительство метро планировалось в Перми, Саратове, Воронеже, Ульяновске, Хабаровске, Владивостоке, Одессе, Запорожье, Риге. В наше время проекты почти всех этих метрополитенов заменены проектами метротрамов или легкого метро. В Волгограде также есть подземный скоростной трамвай, работающий по принципу метро. Часть остановок трамвая расположена под землей.
Ростов-на-Дону
Первые проекты метро в Ростове-на-Дону обсуждались 40 лет назад. Позже из-за дороговизны проекта в качестве скоростного транспорта предполагалось создание монорельса. С 2006 года, согласно проекту нового генплана города, предполагается преобразование сети трамвая в метротрам – скоростной трамвай с подземными станциями в центре. Но до реализации проекта дело так и не дошло. В 2008 году администрация города вновь вернулась к идее появления в городе метрополитена. Тогда же было объявлено о создании муниципального предприятия по строительству подземки.
Городским властям предстояло обновить документацию по метро, которая разрабатывалась в советские времена. Новый проект, по задумке чиновников, должен был согласовываться с концепцией «Большого Ростова», которая объединит мегаполис и прилегающие к нему города-спутники – Аксай и Батайск. В 2013 году был утвержден проект планировки и межевания территории для размещения первой линии ростовского метрополитена. Ожидалось, что метро будет не только подземным. В районе Привокзальной площади составы метро по плану должны двигаться по эстакаде – на высоте 17 метров над землей.
По подсчетам экспертов, первая ветка метрополитена обойдется Ростову в 76 млрд рублей, еще около 50 млрд рублей будет стоить вторая ветка. Но в федеральных планах этого проекта не оказалось, что и затормозило строительство подземки. Правда, в Минстрансе отметили, что Ростов – первый среди претендентов на получение финансирования. Такую заявку ведомство уже отправило в правительственную комиссию по бюджету. Пока же ростовские власти не меняют своих планов по проектированию метро. Так, первую очередь проектирования метрополитена планируется завершить в 2016 году.
На сегодняшний день в России действует семь метрополитенов: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Их общая протяженность составляет более 500 км, с 321 работающей станцией. Общее число жителей российских городов с метрополитенами составляет более 27 млн человек. Ежегодно российские метрополитены перевозят более 4,2 млрд пассажиров.
Красноярск
Метрополитен в Красноярске должен был стать девятым в России и третьим в Сибири, после Омска и Новосибирска. В 1984 году была разработана комплексная транспортная схема города и экономическое обоснование красноярского метро. Но спустя пять лет все работы были свернуты. Проектирование продолжилось в 1993 году. В то время технический проект первой очереди первой линии прошел госэкспертизу. Она предусматривала ввод в эксплуатацию пяти станций – «Высотной», «Вокзальной», «Копыловской», «Площади Революции», «Проспекта Мира». В 1995 году наконец-то началось строительство. С тех пор его возводят с периодическими паузами длиною в несколько лет.
Открытие первого пускового участка с тремя станциями планировалось в 2012 году. Но из-за недостатка финансирования проект так и не запустили. В 2013 году стройку снова законсервировали. Правда, в Красноярске сложности с реализацией проекта объясняют не только отсутствием денег. Дело в том, что здесь – тяжелые для строительства метрополитена грунты, которые требуют специальных методов проходки и дорогостоящего оборудования. Ведь большинство запроектированных станций – глубокого заложения.
В начале 2015 года губернатор Красноярского края Виктор Толоконский распорядился приостановить строительство городского метро до 2020 года, сосредоточившись на строительстве наземных объектов. Построить метрополитен в Красноярске за счет регионального финансирования нереально, уверены местные власти, необходимы инвестиции. Привлечь их в город может крупный международный проект. Например, Универсиада, которая должна пройти в Красноярске в 2019 году.
В метрополитене Екатеринбурга планируется построить 36 станций, из них сегодня действуют девять. Метро Екатеринбурга внесено в «Книгу рекордов Гиннесса» как самое короткое метро в мире. Его строительство продолжалось более 20 лет. Первоначально планировался ввод в действие 32 станций, но строительство было остановлено по причине банкротства «Свердловскметростроя».
Уфа
Разработка уфимского метро была утверждена Минстроем РФ в 1996 году и была включена в федеральную программу метростроения. В это же время в городе начались первые строительные работы метростроевцев. До 2005 года на проектирование и строительство метрополитена каждый год из федерального и регионального бюджетов на эти цели выделялись средства.
Была создана рабочая документация, проведены инженерно-геологические изыскания, наземные строительные работы на улицах, которые должны были стать объездными на период строительства метрополитена. Ожидалось, что первая линия метро будет открыта к 2007 году. Но полноценное строительство подземки в Уфе так и не началось.
При очередной корректировке генплана города в 2005 году пункт о строительстве метрополитена был исключен как экономически нецелесообразный. В качестве альтернативы предлагались другие варианты. К примеру, строительство новых автомобильных магистралей и развитие внутренних железнодорожных сетей.
Правда, молодое поколение не расстается с надеждой увидеть однажды в Уфе метрополитен. Так, в 2015 году один из студентов самарского архитектурно-строительного университета предложил местным властям свой проект подземки. По его задумке планируется построить три линии метро, общая протяженность которых может составить около 70 км.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com