Количество заброшенных промзон, пустующих фабрик и никому не нужных складов в России исчисляется сотнями. Случаи редевелопмента, когда таким объектам недвижимости дарят вторую жизнь, по-прежнему редки. В Гильдии управляющих и девелоперов РФ в начале этого года даже создали экспертный совет, на заседаниях которого планируют открывать глаза застройщикам на перспективы этого направления строительства. Пока эксперты размышляют над терминологией, наш сайт отыскал крупные и интересные проекты редевелопмента в России. Среди них как успешные практики, так и пока просто планы региональных застройщиков по реновации земель.
Москва на 17% состоит из промзон. Территории заводов и предприятий занимают 19 тысяч гектаров. Половина из них может подвергнуться редевелопменту в ближайшее время, сообщил в декабре прошлого года замглавы департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Павел Панов. В программу реновации включены территории заводов «Серп и молот», «Станталит», «Борец», ОАО НПО «Взлет», бывший Тушинский аэродром, Даниловский рынок и другие объекты.
«Полуостров ЗИЛ»: автозавод превращают в жилой комплекс
Территория автозавода ЗИЛ – одна из крупнейших и старейших промзон Москвы. Занимающий ее автомобильный завод имени Лихачёва был основан еще в 1916 году. За годы своего существования он претерпел не одну модернизацию. Но к началу 21-го века 90% цехов и предприятий оказались заброшенными. Вскоре столичные власти задумались о масштабной реконструкции перспективной территории в 300 га, расположенной всего в пяти километрах от Кремля.
В 2013 году проект реновации старейшей промзоны Москвы утвердили столичные власти. Разработанная архитектурным бюро «Проект Меганом» концепция получила название «Полуостров ЗИЛ». Согласно проекту свыше 450 га застроят жилыми и общественными зданиями общей площадью 4,5 млн квадратных метров. Большую часть заброшенных заводских построек хотят снести, демонтаж некоторых, к слову, уже начался в прошлом году. Несколько зданий могут сохранить в декоративных целях, в них расположится музей и выставочный центр. По предварительным подсчетам, на редевелопмент территорий автозавода потребуется не менее 10 лет. Объем инвестиций в мегастройку составит от 5 до 15 миллиардов долларов. Воплощать проект в жизнь будут в несколько заходов.
Любопытно, что окончательного решения о том, будут ли сохранены автомобильные производства, власти пока не сообщают. По одной из версий, заводу оставят 50 га в южной части стройплощадки, по другой – только 10 га. Также в СМИ озвучивался вариант переноса оставшихся мощностей АМО «ЗИЛ» в специально созданный автокластер за пределами столицы.
Фото с сайта градостроительной политики и строительства города Москвы Stroi.mos.ru/kontakty
Остров реконструкции в Петербурге
«Серый пояс» культурной столицы России также внушителен. По подсчетам местных специалистов, зона промышленности в Санкт-Петербурге занимает 13% от всего города. Поэтому и проекты редевелоперов поражают масштабом. В ближайшие годы, к примеру, планируют пустить под реновацию целый остров, расположенный всего в 5 км от Дворцовой площади и Эрмитажа.
В список для реноваций попали и другие питерские территории и объекты: например, заводы «Электросила», «Петмол», бывший Сталепрокатный, фабрики им. Крупской и «Нево-Табак». Планируется переезд «Адмиралтейских верфей».
Сейчас на территории 130 га Петровского острова сосредоточено несколько промышленных объектов. Это заброшенная канатная фабрика и особняк ее основателя Ивана Гота 1800 года постройки, корпусы бывшего пивоваренного завода (10 га), здания крупного оборонного предприятия (16,5 га) и судоремонтный завод. По информации сайта «Фонтанка.ру», эти объекты планируется перенести. Согласно утвержденному питерской администрацией плану развития Петровского острова, бывшую промзону застроят жильем и деловыми объектами. Здесь появится несколько новых микрорайонов, офисных центров и ТРК, а также гостиницы и новый яхт-клуб. Ныне существующие жилые дома, спортивные комплексы, стадион «Локомотивный», а также большой Петровский парк с прудом и другие социально значимые объекты оставят, но серьезно реконструируют. Под жилье переоборудуют и старинные здания канатной фабрики. Девелопер обещает максимально сохранить вид объектов, имеющих историческую ценность.
Фото с сайта Petrovskij-ostrov.ru и архитектурного сайта Санкт-Петербурга Citywalls.ru
Уфа: старейший универмаг страны в новом формате
Масштабной реконструкции подвергают не только территории заводов, оказавшиеся в центре города, но и заброшенные фабрики и склады, давно переставшие приносить пользу. Так произошло с торговым центром «Башкортостан» в Уфе, который на недавнем совещании в Гильдии девелоперов и управляющих охарактеризовали как один из успешнейших примеров редевелопмента в стране.
Редевелопмент – реконструкция отдельных объектов недвижимости, групп зданий, районов или целых населенных пунктов с целью более эффективного их использования.
Построенное еще в 80-е годы здание много лет считалось одним из крупнейших универмагов страны. По словам уфимцев, в выходной день в «Башкортостане» было просто не протолкнуться – ежедневный трафик достигал 30 тысяч человек. За покупками в универмаг съезжались со всей республики. Говорят, именно здесь можно было приобрести первые джинсы и выбрать продукты, прогуливаясь по рядам с тележкой самообслуживания.
С появлением современных торговых центров и сетей формата «магазин у дома» «Башкортостан» перестал быть столь популярным. Огромное здание, большую часть которого занимал склад, пустовало. В 2012 году нашлись инвесторы, и началась масштабная реконструкция. Буквально за пару лет бывший универмаг преобразился – ему обновили фасад, на здание установили красивую подсветку, поменяли название. Теперь это лайфстайл «Башкирия». Помимо шоу-румов, салонов красоты и ресторанов, здесь можно найти МФЦ с госуслугами, выставочный зал и центр творчества, в котором частные арт-студии соседствуют с муниципальными кружками для детей.
Фото с сайта Bashkirialifestyle.ru
Пермь: башни вместо психбольницы
Большая часть территорий, подходящих для редевелопмента, находится в центральных частях крупных городов. С одной стороны, это лакомый кусок для застройщика, с другой – у этих объектов возникают проблемы с допусками и документами. Так, оказались незаконченными едва начавшиеся проекты в старинных городах России – Санкт-Петербурге, Ярославе и Архангельске. На первый взгляд подходящие для реноваций территории и заброшенные здания при ближайшем рассмотрении оказывались историческими, трогать которые нельзя. Похожая ситуация возникла в Перми, где уже много лет думают над тем, как выгодно использовать территорию бывшей краевой психиатрической больницы – квартала №179.
Споры о судьбе порядка 10 га земли в районе улицы Революции ведутся еще с 2000-х годов. Тогда построенные в дореволюционное время здания лечебницы признали аварийными, а условия содержания в них больных – противоречащими санитарным нормам. Сначала действующую клинику хотели перенести в другое место, а оставшийся участок полностью очистить. Затем передумали, и участок с несколькими строениями отмежевали. На аукционах то объединяли лот в один, то снова дробили на несколько небольших участков. Архитекторами было представлено несколько концепций будущего микрорайона, каждая из которых вызывала те или иные претензии: одни проекты не нравились жителям, другие – контролирующим органам. Проект со строительством 32-этажных зданий столкнулся с законодательным препятствием – оказалось, строить гигантские небоскребы в центре Перми запрещено.
В итоге остановились на проекте французского архитектора Антони Эмманюэля Бешу, а летом 2014 года право на аренду земли сроком на шесть лет на торгах продали крупному федеральному девелоперу. Старые постройки были снесены, а в прошлом месяце застройщик залил фундамент первого жилого дома. Проект предполагает также организацию парковой зоны в 2 га.
Фото с сайта Dom.59.ru
Самара: крупный ЖК на месте хлебозавода
В дореволюционные времена Самару считали хлебной столицей России. Город славился большим количеством амбаров и мельниц. Количество пекарен и хлебозаводов и сегодня исчисляется десятками, но с одним из них самарцы уже попрощались. В 2013 году хлебозавод №9 объявил себя банкротом. По некоторым данным, долг предприятия составил более 40 миллионов рублей. Заброшенные цеха, построенные в 1939 году в стиле конструктивизма, пустовали недолго – земельный участок площадью в 2,9 га в центре города со всеми строениями приобрел местный инвестор.
В начале этого года на территорию когда-то успешного хлебного предприятия, расположенную на пересечении Московского шоссе и улицы Пролетарской, заехала строительная техника – землю освободили от производственных и складских корпусов. Сегодня девелопер активно готовит площадку для строительства жилого комплекса экономкласса. Планируется, что уже через пару лет здесь появятся первые новоселы, а окончательно комплекс оформится через пять лет. Концепция редевелопмента предполагает строительство высоток в 16 и 25 этажей. Примечательно, что, в отличие от пермяков, жители Самары поддержали небоскребные планы застройщика – проект единогласно был одобрен на публичных слушаниях еще в 2015 году, сообщает администрация города.
Фото с сайта Dom.63.ru