Жители Ростовской области должны знать, за что они платят, внося взносы за капитальный ремонт. Руководитель научно-исследовательского центра экспертизы и диагностики зданий Ефим Гильман уверен, что людей вводят в заблуждение, не давая возможности выбирать, что именно ремонтировать в доме.
– Ефим Давыдович, как вы относитесь к системе капитального ремонта в целом?
– К системе отношусь положительно. Я считаю, что каждый хозяин квартиры должен беспокоиться о ее будущем. Но другое дело, как поставлен этот вопрос и как он решается. В статье 166 Жилищного кодекса указано, что можно ремонтировать за те деньги, которые собирает Фонд капитального ремонта. И здесь идет дезинформация народа.
– В чем заключается дезинформация, на ваш взгляд?
– Люди платят взносы. А за что? За ремонт. Однако собственники не выбирают, что им ремонтировать. Выбор делают за них. При этом выбирают те, кто ни разу не был в доме и не знает его бед. К примеру, в перечень капремонта входят кровля, фасад, лифт, фундамент. Но лифт есть не в каждом доме, а платят все. Или, когда я вижу у себя в доме большую трещину, которая разделила дом на две части, я понимаю, что для меня важнее ликвидировать эту беду. Но это не входит в капремонт. И зачем мне думать: красивый или некрасивый у дома фасад, побелен он или покрашен, когда есть более актуальная проблема. Когда планируют ремонт дома на 2030 год, собственники не знают, что им сделают. И проблема именно в этом. Людям надо разъяснить: вы платите за ремонт, а мы вот что вам сделаем.
– Сегодня в центре Ростова активно ремонтируются фасады зданий. Вы считаете, что внешним обликом зданий нужно заниматься в последнюю очередь?
– Прежде всего необходимо уделять внимание безопасности проживания. Но не секрет, что самые большие деньги уходят на капремонт фасада – от 12 до 15 млн рублей. И эти деньги не проконтролируешь – там полно скрытых работ: очистка неровностей, зачистка старой краски – то, что вы потом никогда не увидите. И так далее. А в конце концов самым дешевым будет фасад просто покрасить. Там спрятаны деньги. А если войти в подвал дома: да здесь возни столько! Они этого делать не будут. Вот собрали больше миллиарда рублей за год, и думают: «Что сделать? А давайте ремонтировать фасад». Первым делом, конечно, в центре города. Чтобы приехал Путин, посмотрел, как красиво. Деньги тратятся на то, что не нужно. Люди должны сказать, что они не будут платить за то, что им не нужно. А народу сказали платить, он и платит. Но за что?
– Балкон должен входить в капремонт фасада?
– Три года назад вышло постановление, что ремонт фасада должен происходить вместе с балконами. Что делают сейчас? Стоят ржавые балконы, которые требуют, чтобы на них обратили внимание с точки зрения безопасности. Приходят рабочие, замазывают ржавчину краской и говорят: «Посмотрите, как красиво». Но суть балкона в том, чтобы он мог нести ту нагрузку, которую должен нести. Балконы по нормам несут примерно 400 кг на квадратный метр. Если балкон два метра, прибавляем сам вес балкона, тогда он должен выдерживать тонну. Кто это проверяет? А это опаснее, чем красота балкона. По сути, балконы никого не интересуют. Так же, как и грибковые заболевания конструкций, перекрытия.
– Как, на ваш взгляд, должен происходить капремонт в идеале?
– Есть какое-то количество домов в Ростове. Их разделяют на группы: дома с большим износом, средним, малым. Пусть платят все, но руководитель области должен отметить, предположим, 200 домов, на которые надо обратить внимание – сырые подвалы, гниль и так далее. Мы должны их отремонтировать и привести в порядок. Пусть мы сделаем 25 домов, но это будет так, что на ближайшие 20 лет к этому дому не надо подходить. Тогда я понимаю – это ремонт. Термин «капитальный» предполагает, что я должен коснуться всех несущих конструкций и капитально (это самое высокое слово в строительстве) их отремонтировать.
– Договор между собственниками помещений и Фондом капитального ремонта не предусмотрен. На ваш взгляд, это правильно?
– Я не понимаю, почему договор не заключается. Я плачу за отопление – у меня договор есть, я плачу за свет, воду – договоры тоже есть. Кто может заставить платить, если нет договора? В этом тоже заключается обман людей. Я понимаю, что это придумано не местными властями. Но многие уже поднимают головы. К примеру, москвичи, которые платят по 15 рублей с квадратного метра. А проблема в том, что людям просто не разъяснили, за что они платят. Вот сказали бы: «Соберите домом два миллиона, и мы вам отремонтируем, что вам надо». Но люди у нас не компанейские. Некоторые, конечно, открыли спецсчета. А большинство платит, не задумываясь, потому что обязали и все.
Фото: Фото предоставлено Ефимом Гильманом