В Ростовской области почти полторы тысячи коммунальных машин оборудовали системой ГЛОНАСС. Чиновники заверяют, что предприятия уже почувствовали экономию от использования современного оборудования. Единственные, кто не доволен ГЛОНАСС – водители мусоровозов и аварийных машин. Некоторым даже пришлось уволиться, так как система слежения лишила их «левых» приработков.
В прошлом году Ростовская область за счет средств федерального бюджета закупила 1453 единицы оборудования ГЛОНАСС. Сегодня современную технику получили все 55 муниципалитетов региона. Оборудование устанавливают на мусоровозах, снегоуборочной технике, аварийно-ремонтных автомобилях – тракторах, и погрузчиках.
«Сейчас завершается установка оборудования. Сегодня результат очевиден: мы в режиме онлайн можем понять, где в данное время находится техника, по какому маршруту движется. Также можно определить местонахождение аварийной бригады: где работает, на каком участке, – подчеркнула начальник отдела развития систем коммунальной энергетики министерства ЖКХ Ростовской области Татьяна Чукарина. – Но самое главное – дальнейшее экономическое состояние предприятия, когда видна экономия».
В МУП ВКХ Ростовской области Целинского района экономию уже почувствовали, заверяет глава сельского поселения Оксана Косенко. На многоотраслевом коммунальном предприятии, которое оказывает услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также по вывозу жидких и твердых бытовых отходов, ГЛОНАСС установили на трех машинах – ассенизаторской, мусоровозе и аварийной.
«Экономика после установки ГЛОНАСС дала в первом квартале этого года положительный результат, – отметила Оксана Косенко. – К примеру, сбор и вывоз жидких отходов – первый квартал 2014 года и аналогичный период этого года мы сравнили и получили прибыль. Если в том году мы сработали в убытке на 140 тысяч, в этом году у нас прибыль 13 тысяч. То же самое касается и ТБО. Мы приросли примерно на 60 тысяч рублей по сравнению с прошлым годом. В прошлом году прибыль была 49 тысяч, в этом – около 100 тысяч рублей».
Прежде всего экономические показатели выросли за счет ухода «левых» приработков водителей. Часто жители дают деньги лично водителям за вывоз, к примеру, мусора. Теперь приходится оплачивать в кассу.
«Результат такой: по контейнеровозам до ГЛОНАСС было заключено всего 34 договора в 2014 году, – поясняет директор предприятия Элиса Топалян. – Оборудование нам установили 25 февраля 2015 года, и на сегодня уже 150 договоров заключено. То есть люди уже не платят лично водителю, а приходят официально оформляют договоры с предприятием. Водители уже не хотят рисковать, и «левые» договоры исчезают».
Элиса Топалян говорит, что системой ГЛОНАСС довольна. Сидя за рабочим столом, она в режиме онлайн наблюдает за своими водителями. Но в самом начале новой техники побаивалась и не напрасно: однажды весь день компьютер ей выдавал информацию, что мусоровоз находится постоянно в одной точке. Хотя по ее сведениям, машина должна активно разъезжать по поселку и собирать мусор. Пришлось звонить специалистам, установившим оборудование.
«Они приехали и обнаружили, что антенна скручена. Как выяснилось позже, водитель скрутил антенну, а нам не признался. Он заверял, что ее не трогал. Но специалисты доказали обратное. Тогда наш сотрудник покаялся, сказал, что больше так делать не будет. По его словам, система слежения его раздражала, и он чувствовал себя некомфортно. Возместить ущерб ему пришлось самостоятельно, заплатив за работу мастеров чуть больше трех тысяч рублей. Увольнять я его не стала», – рассказала Элиса Топалян.
Но с одним водителем попрощаться все же пришлось. Работать без отклонения от маршрута и «левых» приработков он не смог. Надо отметить, что зарплата водителей на целинском предприятии около десяти тысяч рублей плюс премии и надбавки.
«Конечно, если будет хорошая экономия, то люди должны получать отдачу в виде повышения зарплаты, – говорит глава сельского поселения Оксана Косенко. – Мы уже задумываемся, чтобы максимально установить ГЛОНАСС на все единицы техники. Поработаем с системой год, сведем финансовые результаты и, возможно, за счет экономии, вопрос будем рассматривать. А там и зарплату водителям сможем поднять».
Фото: Фото автора