Многодетные семьи по закону имеют право на бесплатные земельные участки под строительство жилья. Донские власти рапортуют, что в муниципалитетах области активно ведется работа по межеванию земельных участков, постановке их на кадастровый учет и обеспечению коммунальной инфраструктурой за счет бюджетных средств. Как выделяют землю ростовским многодетным семьям, рассказала председатель общественной организации «Донская семья» Людмила Киселева.
– Людмила Петровна, что сподвигло многодетных семей объединиться и создать организацию?
– Объединиться нам подсказало внутреннее чувство. Это случилось в начале 2012 года, когда мы становились в очередь на получение земельных участков. В администрации Первомайского района Ростова нас сразу настроили, чтобы в черте города землю не ждали. Документы мы все-таки подали, но какое-то чувство было, что не будет так, как нам хочется. Месяц подождали, а потом стали звонить чиновникам. Нам отвечали: «Куда вы так торопитесь? Слишком быстро всего хотите». При этом указ, который давал нам право на земельный участок, вышел летом 2011 года. К примеру, в Краснодарском крае осенью люди уже фундамент заливали, а мы еще даже на очередь не были поставлены. Чтобы встать на очередь, моему мужу пришлось вставать в четыре утра, чтобы не быть в хвосте, потому что люди ждали давно. Наши чиновники едва раскачались к 2012 году.
– Когда появилась ассоциация многодетных ростовчан?
– 11 марта 2012 года решили провести собрание. А перед этим 24 февраля вышли на пикет. Когда только подали заявку на пикет, нам сразу начали звонить из администрации, просить отменить пикет, приглашали на собеседование в департамент координации и строительства. Но мы решили, что ничего отменять не будем, так как народ уже собрали, все обещали выйти. Мы, конечно, сходили и пообщались и с администрацией тоже. Однако разговоры были пустыми. Поэтому мы провели пикет, на который пришли около 70 человек. Мы поняли, если вместе будем, то что-нибудь получится. А, когда мы ходили в администрацию поодиночке, от нас отмахивались, как от назойливых мух.
И вот в марте провели первое собрание. Нас оказалось очень много, и народ единодушно сказал: «Давайте объединяться». Мы выбрали правление, потом председателя. После этого летом провели еще один пикет, затем в течение года активно переписывались с администрацией. Обращали их внимание на опыт других регионов, спрашивали, почему они не шевелятся, не изыскивают земли в Ростове. Они же сразу сказали, что в Ростове не выделят, а дадут земли в поселке Красный Колос Аксайского района. Народ возмущался, потому что знал, что там рядом аэропорт будут строить, а, значит, район экологически неблагоприятный.
– Я слышала, что земли будут предлагать и в поселке для многодетных Золотом Колосе?
– Золотой Колос – поселок будущего. Я думаю, там еще межевания даже не было и территория не благоустроена. Насколько мне известно, там прямо по земле текли сточные воды. Там должны снимать верхний слой или выравнивать местность. Не знаю, когда это все сделают. У нас ведь и нормальные земли вовремя не выдают.
– Много ли ростовских семей, которые отказываются от земельных участков за городом?
– Да, отказываются многие. Я слышала, что согласившихся получить участок в Аксайском районе 490 семей, а в очереди около полутора тысяч стоит. То есть около тысячи отказались. И в моем окружении, и среди членов нашей организации больше отказавшихся, чем согласившихся. Почему соглашаются? Во-первых, у некоторых есть нормальное жилье, приличные жилищные условия. А землю берут на всякий случай – имеют на это право. Или наоборот – соглашаются те, у кого вообще ничего нет. К примеру, живут в комнате общежития, где бабушка, дедушка, родители и еще четверо детей. Они говорят: «Ну, хоть что-то будет наше». Те, которые отказываются, остаются в очереди и ждут следующие сформированные участки.
– А ваша семья землю получила? В Ростове или за городом?
– Наша семья получила земельный участок в Ростове в совхозе «Нива» в начале сентября 2013 года. У меня четверо детей. Сыну 25 лет, дочкам – 16, семь и четыре года. Живем в маленьком доме площадью 54 квадратных метра. Сын живет на съемной квартире – уже взрослый, решил жить отдельно. Однако мы еще и не начинали строительство дома в «Ниве»— там нет никаких коммуникаций. Из 25 семей, получивших здесь участок, построилась только Екатерина Перепелюк – вдова с тремя детьми. И почему? Потому что поверила обещаниям властей. Она со мной ходила на встречу с губернатором, на которой присутствовал и тогдашний мэр Михаил Чернышев. Нам сказали: «Воду вы берете на себя, а с газом и электроэнергией поможет область». И вот когда мама Катя услышала все эти обещания и поняла, что вопрос на контроле у губернатора, она продала дачу в области и, чтобы деньги не пропали, она их быстро вложила в строительство. У нее был знакомый прораб, который все тяготы строительства взял на себя. И воду ей подвозил. А для электроэнергии они бросали кабель за 300 метров и брали энергию у частного сектора, потому что больше негде взять. К столбам, которые стоят рядом, как оказалось, мы подключиться не можем. А когда департамент нам землю показывал, говорил: «Ой, смотрите, здесь и столбы рядом электрические!». То ли в силу своего невежества они не знали, что нам нельзя туда подключиться, то ли просто пыль в глаза пустить... И кому из нас в голову могло прийти, что в черте Ростова могут возникнуть какие-то сложности с коммуникациями! А Екатерине Перепелюк еще пришлось взять кредит, чтобы крышу и окна вставить. Дом построила год назад. Думаю, еще года два, и все начнет рушиться.
Но чиновников наши проблемы не волнуют. Катя отправляла телевизионные репортажи о себе Путину. А у нас, как все это происходит? Все отписки снова приходят в Ростов до департамент координации и строительства, где сидят чистой воды чиновники, которые просто перекладывают бумажки.
– Скажите, а есть случаи, когда земли многодетным семьям выделялись с коммуникациями? Есть ли среди ростовчан довольные выделенными участками?
– Я таких семей не встречала. Хотя нашей семье еще повезло: получили землю в черте города, пусть и без коммуникаций. Губернатор говорил, что власти с инфраструктурой помогут. Вот ждем. Но продолжаем стучаться во все двери, пока губернатор не сменился. Потому что мэр Чернышев ушел и унес с собой все обещания, то есть воду нам в «Ниве» не провели.
Чиновники не отвечают за свои слова. Теперь мы с ними стараемся решать вопросы только в письменном виде.
– Как многодетные обычно распоряжаются землей?
– У кого уже есть более-менее нормальный участок, они планируют продавать выданный государством и деньги вкладывать на расширение дома на старом участке. Если кто-то живет в квартире, дети подросли, тоже хотят участок продать, а детям купить отдельное жилье. В случае, если будут коммуникации, многие согласны наоборот – продать старый дом и за счет этого построиться на новом участке.
– А землю продать можно?
– А почему нет? Она же в собственности. Единственное, если дети несовершеннолетние, то нужно в попечительский совет при районных администрациях дать подтверждение, что семья не просто продает землю, а вкладывает деньги в улучшение жилищных условий, так как дети должны быть обеспечены квадратными метрами.
Фото: Фото Людмилы Киселевой