В преддверии чемпионата мира по футболу в Ростове, как грибы, растут трех-, четырех- и пятизвездочные отели. На Дону принято много говорить о местной казачьей самобытности региона. Да вот только в названии гостиниц эта уникальная особенность не находит своего отражения. И деньги в них вкладывают все больше иностранные инвесторы.
Ростов узнал о строительстве еще двух дополнительных отелей к ЧМ-2018. На этот раз город нуждается в заполнении ниши более низкой звездности, ведь пятизвездочные гостиницы уже почти достроены.
«Хочу сказать о сверхплановых: у нас две гостиницы, – отметил на пресс-конференции в «Интерфаксе» заместитель главы администрации Ростова по вопросам экономики Виталий Золотухин. – Первая – на пересечении пр. Ворошиловского и ул. Горького, десятиэтажная гостиница Ibis, три звезды, 264 номера, стоимость проекта – 831 млн рублей. Проектно-сметная документация уже есть. Вторая – рабочий бренд «Рамада», должна быть на пр. Шолохова неподалеку от парка Островского. Отель на 120 номеров будет соответствовать четырехзвездочной категории: рестораны, бары, фитнес-центр. Планируется сдать обе гостиницы в 2016 году».
Последняя обойдется примерно в 650 млн рублей и будет построена силами группы компаний Wyndham Worldwide из США. Отель Ibis уже в начале сентября планирует возводить французская группа компаний AccorGroup. Они же – хозяева четырехзвездочного Mercure, который расположен на пр. Ворошиловском.
Как отметил заммэра, у инвесторов уже готова проектно-сметная документация, осталось только получить разрешение на строительство.
В городе не строится практически ни одного отеля с русскоязычным названием. О выражении местного духа и говорить нечего. Отель Sheratоn (пять звезд) в районе моста Сиверса - инвестиционный проект холдинга «Группа Мегаполис», который заключил контракт на управление с компанией Starwood Hotels & Resorts Worldwide (тоже США). ГК Don-Plaza заканчивает свой отель (пять звезд) на ул. Большой Садовой вместе с американской компанией Hyatt Hotels Corporation.
Еще до появления двух новых отелей на строительство гостиниц к ЧМ-2018 планировалось потратить 27 млрд рублей. Это средства частных инвесторов. Региональный бюджет собирался выделить часть средств на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Как говорят эксперты, в гостиничный бизнес российские инвесторы не идут. А вот США и Европа, несмотря на санкции со стороны руководства своих государств, готовы строить в Ростове гостиницы. Во-первых, ЧМ-2018, что бы ни говорили наши западные оппоненты, не находится под угрозой срыва, а значит, строящиеся и планирующиеся отели хотя бы на период мундиаля будут приносить немалый доход. Во-вторых, как отмечают многие специалисты, местные гостиницы не смогут предоставить туристам и болельщикам сервис нужного уровня.
Все это понятно, но грустно, что даже названий ростовских на вывесках донской столицы почти не осталось. Даже, казалось бы, незыблемая гостиница «Ростов» внезапно превратилась в Marins Park Hotel. Правда, ростовчане называют ее старым именем, да и поисковики выдают именно этот отель по запросу «Гостиница "Ростов"».
Впрочем, как оказалось, донская столица всегда имела склонность к красивым иностранным именам.
«Если мы обратимся к истории Ростова-на-Дону, то в иностранных названиях гостиниц нет чего-то нового и необычного, – считает историк Александр Харченко. – В дореволюционную эпоху в нашем городе насчитывалось немало гостиниц с такими названиями, например, «Гранд-Отель», «Метрополь» или «Палас-Отель». Нужно заметить, что иностранные названия чаще представляли собой зарубежные топонимы: «Франция», «Турция», «Сан-Ремо», «Дрезден», «Версаль». Но при этом в Ростове было немало гостиниц с русскими названиями: «Россия», «Славянский Базар», «Центральная», «Северная», «Железнодорожная» и т.д. Некоторые именовались в честь российских городов: «Большая Московская», «Петроград», «Ялта», «Воронеж». Для советской эпохи более характерно было употребление русских слов (или иностранных, но давно и прочно вошедших в русскую речь) в качестве названий гостиниц. Думаю, многие хорошо помнят такие названия, как «Якорь», «Южная», «Турист», «Интурист», «Московская» (до революции называвшаяся «Большая Московская», а в 1930-х годах... «Интурист»). Что касается ростовской специфики, то она отразилась в названиях двух гостиниц – «Дон» и «Ростов». Имя нашей реки было присвоено гостинице, которая изначально называлась «Петроград», а позднее – «Монтрэ» и «Деловой двор» (сегодня там размещается 15-й арбитражный апелляционный суд). Крупнейшая наша гостиница, по-видимому, должна была называться «Гигант», поскольку именно так ее называли на страницах газеты «Молот» в период ее строительства. Но в итоге гостиница получила название «Ростов» и со временем стала одним из символов нашего города».
Историк отмечает, что с возрождением в нашей стране капитализма возродилась и традиция присваивать гостиницам иностранные названия. По его словам, единственное, чисто внешнее, отличие дореволюционной эпохи от нынешней можно увидеть в том, что все иностранные названия писались русскими буквами. Но сути явления это не меняет.
Фото: Фото предоставлено компанией Don-Plaza