В России за последние полгода было разработано несколько важных проектов нормативных актов, касающихся рынка недвижимости и ЖКХ. Мы подготовили обзор самых интересных инициатив в данных отраслях, вызвавших резонанс среди общественности.
Лицензирование управляющих компаний
Очередную форму контроля за деятельностью управляющих организаций планируют ввести с 1 сентября 2014 года. Именно с этого времени вступает в силу федеральный закон, разработанный Министерством строительства и ЖКХ РФ. Законопроект, который полностью одобрили 9 июля, предполагает сделать лицензирование УК обязательной процедурой. При этом она распространяется только на управляющие компании, ТСЖ смогут работать без лицензии.
Согласно тексту законопроекта, работать управляющие компании будут только после того, как пройдут лицензирование.
По словам главы Минстроя Михаила Меня, от управляющих компаний, претендующих на лицензию, будут требовать наличия соответствующей материально-технической базы, профессионального кадрового состава, отсутствия нарушений в течение года, а также наличия квалифицированного аттестата руководителя. Поэтому осенью этого года начнутся экзамены для будущих директоров УК. За систематические нарушения компании будут лишаться лицензии на три года, а ее руководителей занесут в федеральный черный список.
Отмена соцнорм
Российское правительство решило отказаться от идеи, которую продвигало в течение всего прошлого года. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, отменяющее введение социальной нормы потребления коммунальной услуги по водоснабжению и установление соцнорм потребления коммунальных услуг по отоплению и газоснабжению.
Комментируя отмену соцнормы, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень подчеркнул, что наибольшая экономия, например, расходов на отопление возможна при применении энергосервиса в целом по дому, развитием которого сейчас и занимается министерство. Установление же соцнормы на отопление нецелесообразно в силу фактического отсутствия технической возможности установления индивидуального учета тепла в большинстве существующих многоквартирных домов.
Китайские стройки в России
Китайцы могут составить конкуренцию местным застройщикам. Об этом заявил замминистра строительства Александр Плутник, отметив, что если российские компании не найдут возможности участвовать в программе «Жилье для российской семьи», рассчитанной до 2017 года, то их заменят китайские девелоперы. «Китайцев, в отличие от российских застройщиков, доходность в пределах 10-15 процентов по проектам доступного жилья вполне устраивает», – сказал Плутник, добавив, что китайские девелоперы возводят до 1,5 миллиарда квадратных метров в год.
Несмотря на то, что качество китайских строек, как показывает практика, очень низкое, чиновники уверены, что в случае строительства на территории России, китайские компании будут вынуждены подчиняться местным нормам и технике безопасности.
Пока же рабочие-китайцы в нашей стране, как правило, трудятся каменщиками или выполняют отделочные работы, например. Ответственные виды работ, такие, как монтаж конструкций, на отечественных стройках традиционно выполняют россияне.
Отказ от «долевки»
Чтобы исключить дальнейший обман дольщиков, в ближайшие пять лет в России могут отказаться от самого распространенного вида привлечения средств для возведения жилья – долевого строительства. Взамен девелоперов планируют обязать использовать для этих целей банковские капиталы.
В Минстрое считают, что отмена долевого строительства положит конец многочисленным историям обмана дольщиков, а также росту обязательств перед ними. «В правительстве сейчас довольно активно обсуждается уход от долевого строительства и переход к взаимодействию между покупателем и девелопером полностью через банковскую конструкцию», – отметил глава ведомства Михаил Мень.
Базовая модель предполагает введение посредника между дольщиком и застройщиком, которым может стать банк. Именно он будет принимать средства граждан на специальный счет и уже с этого счета выдавать их застройщику.
Однако многие специалисты рынка недвижимости считают, что подобная инициатива Минстроя должна подготовить покупателя к тому, что его затраты на приобретение нового жилья вырастут по разным подсчетам на 25-40 процентов. «С одной стороны, это делается для того, чтобы минимизировать риски при долевом участии, ведь у человека появляется гарантия того, что дом будет достроен. С другой стороны, у простых людей не будет возможности купить жилье дешевле. Если покупатели будут вносить основную часть денег только после того, как дом построен, застройщики будут вынуждены обращаться в кредитные организации и брать деньги под большой процент. Практика показывает, что эти дополнительные затраты также ложатся на плечи потребителя, поэтому, скорее всего, цена будет повышаться», – считают эксперты.
Услуги ЖКХ авансом
Власти предложили оплачивать услуги ЖКХ авансом. Законопроект поддержан в Министерстве финансов, Министерстве экономического развития, Министерстве юстиции. Затем его вынесут на рассмотрение в правительство, а затем и в Госдуму.
Согласно законопроекту, предусмотрена дифференциация тарифов на коммунальные услуги. Так, потребители, которые вносят оплату авансом, будут производить расчеты по более низким расценкам по сравнению с остальными. Идея дифференциации при оплате услуг ЖКХ ее создателями объясняется так: «Речь идет о том, чтобы в сфере коммунальных услуг установить принцип «кнута и пряника». С одной стороны, сделать строже подходы к тем, кто задерживает коммунальные платежи. С другой – предусмотреть некие бонусы для тех, кто готов платить вперед», – рассказала первый зампред комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Елена Николаева.
Фото: Фото с сайта Propertymanager.com