Управляющей может считаться только та компания, которая работает на основании заключенного договора управления многоквартирным домом (МКД). Именно из-за ошибок в договорах между собственниками и УК на Дону, происходят конфликты и появляются долги. На что в первую очередь нужно обратить внимание обеим сторонам при составлении этого важного документа, разбирался Dom.161.ru.
Управляющая организация – исполнитель как жилищных, так и коммунальных услуг. Как считает министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш, этот способ управления МКД наиболее эффективен и выгоден для собственников. Впрочем, он заметил, что это официальная позиция минрегиона России и Фонда содействия реформированию ЖКХ. Но только в том случае, когда стороны соблюдают определенные правила.
«В некоторых договорах между УК и собственниками области отсутствуют существенные условия и эффективные механизмы контроля собственников за исполнением обязательств управляющей организацией. Большинство договоров управления домом не приведены в соответствие с действующим законодательством, не учитывают положений вновь принятых постановлений Правительства РФ № 290, № 410, № 416 и других», – сообщил он.
Сергей Сидаш выделил типичные ошибки, совершаемые при заключении договоров управления многоквартирными домами.
Нечеткое определение состава общего имущества в многоквартирном доме
Это не простая формальность, как могло бы показаться. Часто возникают споры по поводу замены радиаторов отопления, полотенцесушителей, ремонта балконов, уборки придомовой территории.
«Если бы состав общего имущества, граница ответственности между управляющей организацией и каждым собственником в данных случаях были закреплены в договоре управления, напряженности бы не возникло. Нередко какие-либо указания на этот счет в договорах отсутствуют. Как итог – споры и обращения в органы власти и суд. По этой причине для прозрачности деятельности УК, для предотвращения возможных конфликтов с собственниками помещений состав общего имущества должен быть определен четко и конкретно. Кроме того, только в этом случае возможен объективный расчет размера платы за содержание и ремонт», – считает министр ЖКХ.
Определение размера платы за содержание и ремонт общего имущества
«Все чаще меня спрашивают о повышении так называемого муниципального тарифа на содержание и ремонт жилья. Я против. И с точки зрения предотвращения роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, и с точки зрения прозрачности взаимоотношений управляющих организаций и собственников, ответственности таких компаний перед собственниками, повышение размера платы за содержание и ремонт жилья, утвержденного органами местного самоуправления, нежелательно», – пояснил Сергей Сидаш.
Он уверен, что в этом вопросе нужно строго придерживаться требований законодательства. А по Жилищному кодексу размер платы за содержание и ремонт определяется ежегодно на общем собрании собственников МКД. УК должна готовить предложения собственникам по вопросам содержания и ремонта общего имущества для их рассмотрения общим собранием собственников.
Условие о порядке осуществления собственниками контроля за исполнением УК обязательств по договору управления МКД
Нередко это условие отсутствует либо носит формальный характер.
«Для того, чтобы успешно вести свой бизнес и выполнять предусмотренные законодательством социальные функции, каждой управляющей организации необходимо понимать, что она должна быть открытой для диалога с собственниками, а не бояться людей и прятаться от них. Поэтому вся работа по управлению многоквартирными домами, их содержанию и ремонту должна быть построена в тесном взаимодействии с собственниками», – уточнил собеседник Dom.161.ru.
Несоответствие законодательству договорных отношений между УК и поставщиками услуг
По словам министра, за время проведения аудита платежей установлено, что в Ростове, Шахтах, Новошахтинске и других городах региона в нарушение жилищного законодательства договоры ресурсоснабжающие организации заключали напрямую с гражданами. При этом договоры с поставщиками ресурсов на все или некоторые виды коммунальных ресурсов у управляющих организаций порой отсутствовали. Что и явилось причиной возникновения задолженности управляющих компаний.
На начало октября этого года просроченная задолженность исполнителей коммунальных услуг за коммунальные ресурсы составляла 1,9 млрд рублей. Из них просроченная дебиторская задолженность всех потребителей перед жилищными организациями составляет 1,2 млрд рублей.
Фото: Фото автора