Рядовой обыватель или путешественник, приезжая в незнакомый город, наверняка складывает для себя суждение о людях, в нем живущих, да и о самом городе из названий улиц и разного рода присутственных заведений. И первое впечатление порой похоже на ощущения героя Ильфа и Петрова Остапа Бендера, который приехал в Старгород и поразился обилию парикмахерских и похоронных бюро.
Наш Ростов не является исключением и способен удивить приезжего множеством казусов. К примеру, наименованиями и расположением улиц. Возьмем хотя бы Кировский проспект, который в 90-е годы прошлого века благополучно переименовали в Богатяновский спуск, и сие новшество охотно насаждали среди жителей. Но вышла оказия и не одна: таблички поменяли не везде, а на некоторых домах ближе к набережной можно увидеть их в обеих редакциях. Да и для водителя маршрутки, зачастую плохо говорящего по-русски, название Богатяновский спуск едва ли о чем-то говорит.
Не менее интересной и абсурдной представляется ситуация в СЖМ, где бульвар Комарова по сути таковым не является, если исходить из канонического представления о бульварах. Он пересекается с улицей Королева, и в дальнейшем пересечении выходит уже улица Стартовая. И дальше расползается, как гидра. К примеру, в одном дворе на площади Космонавтов по сути три улицы, и три дома в нем относятся к бульвару Комарова, который, в свою очередь, в совсем другой стороне. Вот оно – чудо градостроительства.
А названия некоторых улиц наводят если не дрожь, то явно когнитивный диссонанс, или, если угодно, суеверный страх, когда их читаешь. В районе Театральной площади есть улица Продольный Тупик. Почему продольный? История умалчивает. Но попадая на эту улицу невольно ощущаешь себя свидетелем, если не времени основания Ростова, то гражданской войны точно: дома подперты палками, дорога отсутствует напрочь, и вдали улица кажется порталом в другое измерение. Ощущение, как в фильме ужасов: утро, кладбище, туман... Хотя, может быть, сейчас эту улицу стерли с лица земли под точечную застройку, не берусь судить, одного визита хватило для впечатлений на всю жизнь.
Администрация города часто с голубых экранов взывает к исторической памяти ростовчан, или ростовцев, что мне ближе. Так может быть, стоит им самим начать возрождать тени прошлого ради этой самой памяти? Не стану говорить сейчас о точечной застройке центра города, это отдельная тема, но почему бы не вернуть исторические названия улиц? Или только Садовой ограничились? А как было бы чудно, если бы улица Социалистическая снова стала Никольской, Ульяновская – Канкрынской, Серафимовича – Книжной, проспект Ворошиловский – Большим и так далее.
Ведь на уровне генетической памяти людей эти названия живы и вовсе им не чужды. Можно часто слышать от пожилых ростовчан, как они называют Комсомольскую площадь Ростов-Горой, парк имени Вити Черевичкина – Александровским садом, и в остальном так же. И тут, наверное, главное – условие сохранения исторической памяти, связь века XIX с веком XXI. Нужно все возвратить на круги своя, если нам дороги исторические судьбы Отечества.
Фото: Фото предоставлено автором