Ростовская многодетная семья с ребенком-инвалидом живет на 17 квадратных метрах жилой площади. Еще недавно в домишке было печное отопление. В таких условиях за жизнь и здоровье трехлетнего атрезианца Димочки Онищенко борется вся его дружная семья. Хотя ребенку с этим пороком положена дополнительная жилплощадь.
Дима, младший ребенок в многодетной семье Онищенко, родился с тяжелым множественным пороком: у ребенка атрезия ануса и прямой кишки и добавочная половина позвонка в поясничном отделе. Другими словами, у ребенка при рождении не было анального отверстия. Неправильное строение спины и таза стало причиной бесконечных болей у маленького страдальца. Сразу после рождения ему вывели стому на живот. Сейчас врачи сформировали ректальное отверстие, но жизнь Димы не похожа на сказку. И мучения малыша, который не имеет отдельной комнаты, ежедневно наблюдают старшие братья и сестра.
«Бывало, что и по ночам приходилось обрабатывать стому, чтобы заражения не было, – рассказывает мама ребенка Светлана Онищенко. – Сейчас легче, но все равно требуется обработка, да и дополнительный полупозвонок причиняет боль. Димочка кричит, плачет, средние дети пугаются. Но у нас одна комната имеет площадь девять «квадратов», а вторая – шесть. Собственного пространства у Димы нет. Вся наша семья проживает на 30 квадратных метрах, из них жилая площадь составляет 17 квадратных метров, остальное – коридорчики. Удобств нет, туалет – на улице, выгребную яму территориально во дворе сделать нельзя. Воду греем на буржуйке, а под проточным водонагревателем моем посуду. Раньше у нас и отопления не было, сейчас электрокотел стоит. Так и живем, как в позапрошлом веке – в центре Ростова».
До покупки двух комнат в домишке семья и вовсе ютилась в крошечной гостинке. Между тем Дима Онищенко от рождения имеет право на внеочередную льготу на получение жилья как ребенок, родившейся с атрезией ануса и прямой кишки. Есть и соответствующее постановление муниципалитета. Но дело в том, что после последних обновлений законодательства, право на жилплощадь имеют дети с этим заболеванием только при невозможности восстановления непрерывности желудочно-кишечного тракта. А поскольку операцию Диме сделали, чиновники разводят руки. Семья обращалась во все инстанции, включая администрацию президента РФ, но воз и ныне там.
«Дима с такой степенью инвалидности имеет право на отдельную жилплощадь, – считает юрист Владимир Киселев, который пытается помочь семье решить проблему. – Это заболевание не предполагает нахождения ребенка на одной жилплощади с другими членами семьи. И поэтому маленький ростовчанин имеет право на льготу».
Какого рода эта льгота должна быть – субсидия или предоставление жилья – решает районная администрация. Но в реальности никаких решений не принимается. Онищенко слышат только один ответ: на вас нет денег.
«Администрация обязана реализовать право семьи на льготы, а чиновники бездействуют, – возмущен Владимир Киселев. – Семья с ребенком-инвалидом, семья многодетная, а чиновники только отмахиваются от них. Люди с больным ребенком жили с печным отоплением – разве это мыслимо?!»
Как уже отмечал 161metr.ru, наши социальные службы не удосуживаются поставить в известность многодетных родителей о том, на какие льготы и субсидии те имеют право. Как правило, ростовчане узнают о своих правах совершенно случайно – от добрых людей.
«О льготе я узнала, когда Димасику был один год семь месяцев, занимаясь вопросом выделения земельных участков многодетным семьям, – говорит Светлана. – Мы собрали документы, сдали в квартбюро, нас поставили в очередь как малоимущих. На этом все закончилось, перспектив пока никаких нет. До этого в 2010 году мы пытались приобрести квартиру через агентство жилищных программ, но ничего не получилось. Банк отказал нам в кредите, так как у мужа пять иждивенцев».
Как известно, с земельными участками в Ростове напряженка. Напомним, что многодетных ростовчан со временем планируют переселить в поселок Красный Колос Аксайского района, куда они ехать категорически не хотят. Очевидно, что ребенку-атрезианцу в сельской местности жить будет куда тяжелее. Мальчику регулярно нужна медицинская помощь. Димочка перенес уже несколько операций. На днях мама с малышом вылетает в Германию, где Диме сделают операцию на позвоночнике. Почти три миллиона рублей на хирургическое вмешательство, которое позволит маленькому ростовчанину жить без боли, собирали всем миром – в соцсетях и ростовских интернет-сообществах.
После операции семья планирует снять жилье, поскольку осуществлять уход за крохой в таких условиях нет возможности. Напомним, что самую дешевую трехкомнатную квартиру в Ростове можно арендовать минимум за 15 тысяч рублей в месяц. А в семье работает один папа. Владимир Киселев советует старшим Онищенко обратиться в суд, чтобы чиновники были наказаны за свое, как он считает, преступное бездействие.
Хотелось бы, чтобы облеченные властью люди все-таки по-человечески обратили внимание на эту грустную историю. И нашли бы в казне средства для улучшения жилищных условий ребенка, который и так в своей пока недолгой жизни достаточно настрадался. Диме не нужен дом в популярном коттеджном поселке, больному малышу всего лишь необходима хотя бы небольшая, но отдельная комната.
Фото: Фото из открытых источников