RU161
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

0 м/c,

766мм 55%
Подробнее
4 Пробки
USD 99,93
EUR 103,29
Недвижимость Изменения в УК РФ «убьют» оценщиков и ипотеку

Изменения в УК РФ «убьют» оценщиков и ипотеку

Все мы хоть однажды сталкивались с оценкой имущества. Без оценщиков нам никуда – ни машину подарить, ни дом купить, ни спорный вопрос об имуществе решить. Профессия эта в последние годы стала прибыльной. Но, по мнению председателя правления Ростовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» Романа Бабенко, если примут некое изменение в Уголовный кодекс РФ, оценщики вымрут как вид. Впрочем, исчезнет и понятие ипотеки, поскольку оформить ее без отчета оценщика невозможно.

Сообщество ростовских оценщиков бурлит: в Госдуму внесен проект федерального закона «О внесении изменения в Уголовный кодекс РФ», который предусматривает дополнение УК РФ статьей 202.1 «Злоупотребление полномочиями оценщиком». Суть его в том, что за умышленное нарушение оценщиком федеральных стандартов оценки объекта, особенно если ошибется специалист на крупную сумму, которое будет доказано, человека посадят в тюрьму на срок от года до пяти или накажут очень крупным штрафом.

Начинание, на первый взгляд, полезное. «Сейчас в Уголовном кодексе РФ отсутствует статья, предусматривающая ответственность оценщика за заведомо недостоверную оценку имущества. Привлечь оценщика к уголовной ответственности можно только за пособничество в хищении имущества, если следствием будет доказан факт предварительного сговора с лицами, совершившими хищение, и то, что умыслом оценщика охватывалась сама схема хищения», – отмечает инициатор законопроекта, заслуженный юрист России Анатолий Лысков, напоминая, что одновременно в УК РФ есть статья, предусматривающая ответственность частных нотариусов и аудиторов за злоупотребления своими полномочиями (статья 202 УК РФ), по которой с 2005 года уже привлекались названные специалисты.

Сами оценщики же считают, что выделять их в отдельную категорию «преступного элемента» неправильно. Если действительно имеется преступный сговор между оценщиком и заказчиком, то уголовно-правовых механизмов и так достаточно, чтобы привлечь «зиц-председателя от оценки» к ответственности.

«Если оценщик ошибется на 250 тысяч, его ждет два года тюрьмы. Кто после этого вообще решится оценивать имущество? Это – фактический запрет профессии! – возмущен Роман Бабенко. – Возможность интерпретаций в документах, используемых для квалификации самого преступления по законопроекту №80281-6, вводит безусловную виновность оценщика во всех эпизодах. Оценщик имеет право запрашивать документацию, но никто не обязан ему ее предоставлять. Оценщик собственно может только рекомендовать цену, он не совершает процессуальных действий, как нотариусы. Например, мы в своих документах пишем, что дороже определенной суммы квартиру никто не купит, а дешевле – ее и продавать смысла нет. А под страхом уголовной ответственности за исследовательскую работу, талантливые практикующие оценщики уйдут из профессии. Я уверен, что принятие законопроекта приведет к увеличению бюджетных затрат, связанных с остановкой проектов по приватизации, кадастровой оценке, ввиду отсутствия квалифицированных исполнителей, остановит ипотеку».

С ним согласна оценщик Валентина Николаенко: «Если речь идет об оценке крупного предприятия, стоящего миллиарды рублей, то 250 тысяч – это допустимая погрешность. Оценивая имущество, мы, естественно, округляем суммы. Никто же не продает квартиру, к примеру за 1 млн 734 тысячи рублей 16 копеек. Сумму округлят до 1 млн 730. В случае с крупным объектом сумма округления вырастает, и речь никак не идет о преступном сговоре».

По словам Романа Бабенко, допустимая погрешность в оценке объекта – до 30%. Оптимально – не более 20%. Даже высоколиквидные ростовские «малосемейки» имеют коэффициент вариации около 5%. По словам оценщика Игоря Смолева, только одна скидка на торг при продаже частных домов может доходить в отдельных случаях и до 10% и до 20%. Но пресловутые 250 тысяч, которые считаются «крупным размером» вполне могут вписаться в этот процент и при возникновении судебного разбирательства привести самого честного оценщика за решетку.

А оценщика Андрея Поткина новая законодательная инициатива не слишком пугает: «Чтобы привлечь оценщика к ответственности, нужно доказать факт преступного сговора. Обычно ведь оценщик ничего не выигрывает, завышая цену объекта. Мой заработок зависит не от того, насколько я оценю объект, а от его квадратуры, расположения, состояния. Но сам проект я считаю нелепым, поскольку если посадить за оценку двоих, даже самых опытных и кристально-честных оценщиков, их заключения будут отличаться друг от друга».

В основном при ошибках оценки имущества нет злого умысла, имеет место скорее непрофессионализм молодых специалистов. Оценщик и преподаватель по проблемам оценки Валерий Могила говорит: «Иногда встречаются мальчики девочки с консерваторским образованием, которые отучились полгода и спешат оценивать корабли и самолеты».

Имеет смысл проводить тестирования оценщиков. К тому же сейчас готовятся изменения в законодательство о саморегулировании и в специальный закон «Об оценочной деятельности в РФ».

Потребителям, думается, тоже невыгодно принятие этого закона, поскольку высока вероятность, что оценщиков останется немного и цены на их услуги вырастут с учетом высокого риска для специалиста. Но вот более внимательно отнестись к выбору специалиста стоит.

В любом случае, оценщики намерены препятствовать принятию этого проекта. Региональное отделение РОО организовало общее собрание, которое прошло в конгресс-отеле «Амакс». Принята резолюция, в которой просят отклонить законопроект №80281-6 как не решающий заявленные задачи, поскольку сейчас готовятся изменения в законодательство о саморегулировании и в специальный закон «Об оценочной деятельности в РФ». Резолюция собрания отправится в «Российское общество оценщиков», откуда отзыв ростовских оценщиков пойдет в высшие инстанции. Несмотря на то, что есть другой вариант изменения статьи 202, Роман Бабенко надеется, что данная статья останется неизменной в части оценщиков, поскольку все 18 тысяч российских специалистов не должны страдать из-за случаев нечестности коллег, которые исключаются из реестра оценщиков.

Фото: Фото из открытых источников

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Сгорели два с половиной Батайска. Живущая в Лос-Анджелесе ростовчанка — о непрекращающихся пожарах
Виктория Елина
Рекомендуем
Объявления