Жители многоквартирных домов смогут работать с ресурсоснабжающей организацией напрямую, без посредников. Министр ЖКХ Ростовской области Сергей Сидаш против этого нововведения. Своим видением проблемных ситуаций в ЖКХ он поделился с корреспондентом 161metr.ru.
– Каковы итоги годового аудита, и как они повлияют на состояние дел в сфере ЖКХ?
– Цели аудита, который будет продолжен и в этом году – выявить и наказать. Может, знаете, в Ростове я проводил встречи с руководителями управляющих компаний. Не собирал масштабную встречу, а ездил в район, собирал по 30 компаний и вел с ними принципиальный разговор, основанный на результатах аудита. И потребовал, чтобы они прекратили заниматься безобразием. Мы каждого из них знаем в лицо и знаем, чем они занимаются. Я давал оценку практически каждой управляющей компании во время аудита. Я им сказал, что нужно быть доброжелательными по отношению к гражданам. Если не готов, тогда и не работай в этой сфере, уходи. Иначе в 2012 году мы с тобой будем прощаться как с руководителем. Мы не допустим, чтобы те люди, которые не знают, как содержать дома, работали здесь. Как они работают? Утром встал, и до того как в офис приехать, руководитель УК должен объехать ряд своих домов и посмотреть, в каком состоянии они находятся. Приехать на работу подготовленным и сообщить подчиненным, на что обратить внимание.
По итогам аудита мы выявили нарушения в Донецке, Новочеркасске, Шахты, Ростову. УК должны понимать: работать нужно вчистую. Не хочешь – уходи. Рынок, который сегодня есть в жилищной сфере, молодой. Постепенно он стабилизируется, ведь законодательство шлифуется и меняется. 2012 год должен стать переломным в сфере работы ТСЖ и УК с гражданами.
– Сегодня в части оплаты коммуналки законодательство разрешает напрямую работать с ресурсоснабжающими организациями. Что вы думаете по этому поводу?
– Я – против. По одной простой причине: граждане один на один остаются с монополистом-поставщиком ресурсов. Властям сложно будет влиять на этот процесс и помогать гражданам. Мне кажется, все-таки законодательство предусматривает, что управляющая компания является поставщиком коммунальных услуг, и это должно быть сохранено.
Да, непосредственное управление домом утверждено законом, но мне хотелось бы сказать жителям Дона, что по этому скользкому пути очень сложно будет двигаться. Я разговаривал с энергетиками, они хотели перейти к непосредственной работе с гражданами. Я их спросил: а квитанция? Они сказали: наша будет. Если так посмотреть, то у граждан будет шесть квитанций. И ни о какой единой квитанции речи нет. Второй вопрос. Дебиторская задолженность растет. Как ресурсник будет поступать? Например, проходит два года, накопились долги на многоквартирном доме. Дальше куда? В договоре прописано – управляющая компания в любом случае отвечает за эту дебиторку. Такой случай мы видели в Новошахтинске. «Донская водная компания» начала банкротить УК по одной простой причине: люди работали с ней напрямую, а потом компания обнаружила, что задолженность растет. Подала в суд на УК и выиграла. Те долги, которые сами наработала, повесила на УК. И не секрет, представители «ДВК» пришли ко мне: мы банкротим УК, не хотите поучаствовать в управлении? Я даже вопроса не понял. О чем речь, говорю, о каком моем участии? Вот такие дела. Вы понимаете, как они живут в своих внутренних посылах? Мы должны быть в первую очередь нравственны. Не может быть благополучия без нравственности. Если работники в сфере управления многоквартирными домами что-то в себе поменяют, все будет по-другому. Залог успеха – работа не напрямую, а через УК, совет дома, снятие показаний общедомового и индивидуальных приборов учета. Бесконтрольный коэффициент со стороны ресурсников, которые будут работать с жителями непосредственно, приведет к огромным проблемам.
– В законодательстве также прописано, что теперь форма квитанции по платежам ЖКХ будет единой.
– Да, и мы серьезно работаем в этом направлении. Вы знаете, что в Ростове единая квитанция существует уже 10 лет. Ее новую форму планируем запустить в феврале. Что касается других городов, квитанцию точно введут в Таганроге, Азове, Новошахтинске.
Оплата по одной квитанции через единый расчетный центр позволяет в режиме реального времени увидеть все денежные потоки. Некоторые УК не хотят этого. Приведу в пример Новочеркасск. Мы открыли там областной расчетный центр, но он не функционирует. Он сотрудничает с несколькими УК, которые действительно хотят работать прозрачно. «Жилремонты», у которых частный расчетный центр, не хотят работать с нами, потому что понимают: схема совсем другая. Только если в области будет единый расчетный центр, мы уйдем от мошеннических схем. Пока согласие всех мэров городов на установку этого программного продукта у нас есть. Тогда люди смогут свободно вздохнуть и понимать: что ты знаешь, кому платишь.
– На федеральном и областном уровне принято решение сдержать тарифы. Каким образом этого планируется достигнуть?
– Один из способов – уменьшение процента потерь ресурсов. Управляющие организации показывают в официальных документах до 50% потерь, которые закладываются в тариф. Как оказалось, эти проценты не всегда реальны. Приведу в пример Новошахтинск. Согласно документам там было зарегистрировано 139 порывов в сетях. Я отправил туда группу специалистов, чтобы узнать – а реально ли они есть? У нас есть шахтерские города, в которых случается от одного до нескольких порывов, но они в эти же сутки устраняются.
И тут мне из недели в неделю приносят Новошахтинск. Да что ты будешь делать? Там уже болото должно быть, и лягушки квакать, если такое количество. Начала группа анализировать, взяла 139 адресов. И только 30% из них подтвердилось. А это же закладывается в тариф. Так что снижение тарифов перед Новым годом, например, произошло за счет выявления несуществующих потерь.