Доступ в профессию риелтор должен быть ограничен законом, считают эксперты Ростовской области. Проникая в сферу недвижимости, недобросовестные агенты становятся причиной, по которой люди зачастую теряют единственное жилье. Способы решения проблемы в Ростове обсудили на юбилейном V форуме риелторов Дона.
Форум объединил вместе игроков рынка, которые заинтересованы в совершенствовании законодательства. Конкуренция растет, каждый старается «тянуть одеяло на себя», и от этого страдает имидж риелтора. С экранов телевизоров профессия предстает в невыгодном свете, и понятие черный риелтор распространяется среди людей.
«Мне кажется, риелтор – это профессия, которая помогает решать проблемы с недвижимостью, а не создает их. Чтобы повысить ее имидж, нужно развивать сотрудничество, тогда мы все будем выигрывать. Мы должны стремиться к тому, чтобы клиенты обращались в агентство», - считает генеральный директор агентства недвижимости Лендлорд Олег Ивченко.
По словам председателя правления Южной палаты недвижимости Евгения Проскурина, шесть тысяч человек сегодня занято в сфере недвижимости Дона. В регионе работает 540 риелторских компаний, в Ростове полноценно действуют 290 (для сравнения: в Краснодаре -190, в Сочи – 150).
В последнее время значимость профессии риелтор возрастает, отмечает вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев, ощущается поддержка государства.
«Мы видим, что риелтор – не просто любой человек с улицы, который зарегистрировал ИП. Ведь ценой этого может стать благополучие людей и сделки с единственным жильем людей. Кстати, по статистике 95% россиян имеет единственное жилье», – комментирует Константин Апрелев.
В среде нотариусов, оценщиков, адвокатов давно сложилась традиция относиться к какому-то профессиональному сообществу. Клиент не обратится к ним, пока не убедится, что конкретный специалист имеет членство в сообществе. В сфере недвижимости обратная ситуация. Населению неизвестно, чем человек с улицы отличается от профессионала, какие гарантии дает.
До 2002 года существовало лицензирование. При всех его недостатках ограничение доступа в профессию все равно действовало. Рынок сдерживал приход криминальных элементов и непрофессионалов. В агентства приходило в день 90% соискателей с высшим образованием. Сегодня престиж снижен, и это связано с тем, что сами риелторы не защищают интересы профессии. Количество пострадавших от недобросовестных агентов возрастает, растет социальная напряженность.
«Нам нужен закон, который ограничил бы доступ в профессию случайных людей. Без этого нельзя, – уверен вице-президент Российской гильдии риелторов. - Я очень хочу, чтобы каждый из нас приходил в свою семью и на вопрос сына: «А кем ты работаешь?» отвечал с гордостью: «Я – риелтор».
Заместитель министра министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Николай Безуглов добавляет, что за 20 лет профессия риелтор начала играть значительную роль в экономике.
«15 лет назад в поисках возможности продать квартиру я не знал, куда обратиться, метался. Сейчас можно найти множество агентств, – рассуждает Николай Безуглов. – Да, вы четко заняли сегмент. Это хорошо. Но есть и опасения. Есть риелторы, которые в погоне за наживой заключают сделки, и люди не получают жилья, на которое рассчитывали. Сюда относятся и обманутые дольщики. Доступ в профессию должен быть ограничен».