Ипотечная программа для военнослужащих действует седьмой год подряд, а эксперты уже предрекают волну судебных процессов. Дело в том, что в программе есть неточности, которыми умело пользуются юристы при разводе супругов. Используя лазейку в законе, можно смело утверждать, что право собственности, приобретенное на «ипотечное» жилье военным – участником накопительной ипотечной системы – возникает только у самого военного и не распространяется на его супруга.
Напомним, с 20 августа 2004 года в России действует закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». В соответствии с ним АИЖК и министерство обороны России разработали и запустили программу ипотечного кредитования «Военная ипотека». Получить кредит или заем по программе «Военная ипотека» можно у кредитующих организаций – партнеров АИЖК. Программа обеспечивает военнослужащему получение ипотечного кредита на сумму, достаточную для приобретения благоустроенного экономжилья, независимо от его доходов. Как первоначальный взнос, так и ежемесячные платежи по кредиту военный выплачивает не из своей зарплаты, а за счет средств со своего именного счета участника накопительно-ипотечной системы. Максимальная сумма кредита – два млн рублей. Сумма кредита рассчитывается с учетом индексации взносов будущих лет на основании данных Минэкономразвития. В течение срока военной службы участнику накопительно-ипотечной системы на именной счет из федерального бюджета перечисляются накопительные взносы для жилищного обеспечения. При этом средства, которые накапливаются на именном счете военного, приумножаются за счет инвестирования с использованием наиболее надежных финансовых инструментов.
Размер накопительного взноса регулярно повышается. В 2005 году его величина составляла 37 тыс рублей, а уже в 2009 году – 168 тыс рублей, в 2010 году – 175,6 тыс рублей.
Подобрать жилье для ипотеки можно с помощью базы недвижимости 161metr.ru. В разделе «Вторичное жилье» представлено больше двух тысяч объявлений о продаже квартир, в разделе «Новостройки» – 512 объявлений о продаже квартир на первичном рынке.
«Все просто: государство через федеральное учреждение предоставляет военнослужащему целевой жилищный заем. И тот приобретает жилье с помощью ипотечного кредита. А за него этот ипотечный кредит в рамках предоставленных средств погашает государство, – объяснял суть проекта в одном из своих интервью начальник Федерального управления накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Александр Рыльский. – Квартира сразу становится собственностью военнослужащего, но чтобы государство выплатило всю ее стоимость, нужно отдать службе в вооруженных силах не менее 20 лет».
Власти планировали, что к 2011 году в накопительно-ипотечной системе будут участвовать около 100 тысяч военнослужащих, а сумма, заложенная на эти цели государством, составит 61 миллиард рублей.
Эксперты отмечают, что в законе есть недостатки, которые предприимчивые юристы начали использовать в пользу супруга-военного при разводе. Это может спровоцировать всплеск судебных процессов.
«Юристы исследовали закон о накопительной ипотечной системе и пришли к разным мнениям. В части жилищного обеспечения военнослужащих стали появляться следующие разногласия – по закону можно утверждать, что право собственности, приобретенное на жилье военным-участником накопительной ипотечной системы, возникает только у самого военного и не распространяется на его супруга. Эта проблема сегодня только зреет, но она может дойти до такого абсурда: к примеру, военный – мужчина. Если жена давала согласие на покупку жилья, то это совместно нажитое имущество, если согласие жены не требовалось, это не совместно нажитое. То есть норма закона оказывается полностью перечеркнута, – не скрывает эмоций заместитель директора компании «РИЭЛТИ», директор юридической компании «Риэлти-Эксперт» Станислав Нови. – Получается, что обычная семья военных нелегкие условия разделяет, жена ездит с мужем по гарнизонам, а потом если развод, то ей говорят – квартира не является совместно нажитым, и она, то есть второй супруг, не является сособственником».
«В нашем банке программа «Военная ипотека» стартовала с 1 ноября 2010 года, в прошлом году в ней приняли участие двое военнослужащих. Согласно положению своего банка мы требуем согласия супруга. Согласно Семейному кодексу, такое жилье считается совместно нажитым имуществом. В любом случае, приобретая недвижимость, военный тратит так или иначе собственные средства из семейного бюджета: на обслуживание, оценку, страховку. Как вы знаете, страхование как минимум имущества в нашем банке – обязательное условие для данной программы, – развеивает опасения ведущий специалист по кредитованию дополнительного офиса «Центральный» филиала ОАО «Газпромбанк» в г. Ростове-на-Дону. Эдуард Авакян. – Так что страхуют жилье супруги из совместно нажитых средств. Если военный попытается в суде при бракоразводном процессе доказать, что он не использовал семейные деньги, то, возможно, выиграет, хотя это очень тяжело. В моей практике такого не было, мне кажется, это единичные случаи. Обычно мы требуем согласия супруга на покупку и залог без каких-либо дополнительных формулировок».
«Я полностью согласна с предыдущим мнением. По военной ипотеке у нас еще опыта работы нет, – отмечает начальник отдела кредитования частных клиентов таганрогского отделения «Сбербанка» Светлана Григорова. – Есть семейное хозяйство, в любом случае денежные средства супругов общие, а погашение кредита происходит именно из них. На самом деле очень редко жены военных сидят дома, они работают в тех же военных частях секретарями, так что общие доходы тратятся на погашение ипотеки».
«Наше соглашение о запуске военной ипотеки находится сейчас на стадии согласования. Программа будет запущена в конце этого года. Я согласна с коллегами, мы должны говорить о том, что жилье, приобретенное с помощью программы, является совместно нажитым имуществом. Но мне кажется, что второму супругу нужно будет каким-то образом дополнительно подстраховываться, – рассуждает начальник отдела ипотечного кредитования, операционный офис «Ростовский», ЗАО «ВТБ 24» Алла Дедович. – Как правило, счет, с которого идет погашение кредита, создается на имя основного заемщика. И супруге, возможно, придется потом доказывать, что она давала часть денег. В судебных органах, прежде всего, предъявляется приходно-кассовый ордер, и носителем его является конкретный человек».
«Получается, законодатели сделали полдела, запустив этот закон, и теперь у членов семей военных возникает потребность в адекватном наполнении жилищных прав. Тем не менее, что радует? Что банки сходятся во мнении – жена претендует на часть имущества. В то же время сейчас проходят три судебных дела, когда один супруг при разводе предъявляет претензии, а другой отбивается, что это не совместно нажитое имущество. Здесь правовой механизм не урегулирован, нужно что-то менять», – резюмирует Станислав Нови.
В программе могут участвовать:
Военнослужащие, выпускники высших военно-учебных заведений, начиная с 1.01.2005;
Офицеры, призванные или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первые контракты после 1.01.2005 года;
Прапорщики (мичманы), заключившие первые контракты о прохождение военной службы после 1.01.2005 года;
Курсанты высших военно-учебных заведений;
Сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1.01.2005 года.
Дополнительную информацию можно узнать на официальном сайте АИЖК.
Фото: Фото Dailymail.co.uk