Минрегионразвития РФ предлагает наделить муниципалитеты полномочиями по принятию решений о проведении капитального ремонта многоквартирных домов и размере платы жильцов, если собрание собственников не сделало это вовремя. Ростовские эксперты оценивают изменения положительно, за одним исключением: процесс собирания денег на ремонт с должников все равно ложится на плечи управляющих компаний.
Законопроект вводит такую обязанность местных властей, как «определение основных требований к организации и функционированию региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов», то есть меры, направленные на своевременное проведение капремонта, в случае, когда жильцы не приняли это решение.
«Если общим собранием собственников своевременно не принято решение о проведении капитального ремонта и (или) такое решение не предусматривает проведение капитального ремонта в объеме, необходимом для соблюдения требований законодательства в отношении надежности, безопасности и энергоэффективности многоквартирного дома, то муниципалитет сам принимает решение об участии дома в региональной системе капитального ремонта, определяя его сроки, виды и объем работ, а также размер платы собственников», – говорится в законопроекте.
Местные власти также будут иметь право определять минимальные обязательные сроки, в которые собственники жилья должны принять решение о капитальным ремонте дома и финансировании такого ремонта.
Как сообщают «РИА Новости», согласно поправкам в Жилищный кодекс, размер обязательной ежемесячной платы на обеспечение финансирования капремонта определяется, исходя из федерального стандарта стоимости ремонта жилого помещения, если субъектом не установлен меньший размер. Сами правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила определения необходимости проведения капитального ремонта устанавливаются, по замыслу авторов поправок, правительством РФ. При этом, если дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, то собственники жилья должны получить обратно деньги, которые они ранее заплатили в рамках региональной системы капитального ремонта.
«Сегодня решение о необходимости капремонта принимает общее собрание жильцов, а затем управляющая компания направляет документы властям. И окончательный вердикт выносят они. При условии, что новый законопроект будет грамотно исполняться, я оцениваю его положительно. Останется вопрос финансирования, ведь на собрании главное – достигнуть денежного компромисса, – рассуждает менеджер по связям с общественностью ООО УК ЖКХ «Пульс» Александр Проскурин. – Часто случается, что планируется капремонт, определяется размер платы, а жильцы не вносят деньги. Сбор средств ложится на плечи УК. Собственники очень тяжело идут на финансирование, многие из них пенсионеры, малоимущие. И возникает конфликт: муниципалитет требует с УК деньги, а у компании нет рычагов, чтобы получить деньги с должников. По закону, УК не имеет права даже списки должников вывесить. Нет законодательных способов собирать деньги. В этом и проблема».
По словам экспертов, закон будет действовать эффективно, если чиновники не будут злоупотреблять своими полномочиями. Осенью прошлого года в Ростове рассматривался вопрос об уголовном преследовании главы одной из районных администраций.
«Было установлено, что глава Кировской администрации города Ростова-на-Дону в период с 12 по 19 апреля 2010 года понуждал ООО «Управляющая компания ЖКХ» к заключению договоров подряда на капитальный ремонт многоквартирных домов расположенных в Кировском районе города, с названной им фирмой, – рассказывала тогда официальный представитель областной прокуратуры Наталья Ахреева. – Затем, используя свое служебное положение, дал указание руководителю ООО «ЖилСтройСервис» заключить заведомо невыгодный договор субподряда на проведение капитального ремонта с выбранной чиновником фирмой».