Мальчик погиб в неисправном лифте, который за месяц до трагедии признали непригодным к эксплуатации. Спустя полгода расследования дело приостановили с формулировкой «за неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности». Возобновить расследование уголовного дела по факту гибели ребенка в опасном лифте требует прокуратура Ростовской области. По мнению надзорного ведомства, круг потенциальных виновников вполне очерчен.
Трагедия произошла в Таганроге первого апреля 2009 года. Мама с ребенком, рассказывает старший помощник прокурора Ростовской области Наталья Ахреева, возвращались с прогулки.
«Вызвав в подъезде дома лифт, женщина завела сначала туда малолетнего сына, а затем попыталась зайти сама, однако двери лифта начали неожиданно закрываться, защитная автоматика не сработала, и двери сильно сдавили ей плечи. После этого лифт с незакрытыми дверями начал двигаться вниз, женщина попыталась вытащить из лифта сына, но мальчик зацепился ногой за верхнюю часть лифта и упал на его крышу. Женщина побежала вниз, чтобы встретить лифт, но, добежав до второго этажа, она увидела, как лифт остановился на первом этаже, а затем начал движение обратно и остановился на восьмом этаже. Вместе с жильцами подъезда и приехавшими сотрудниками МЧС мать попыталась вызволить сына из опасного лифта, но все предпринятые ими попытки не помогли. При вскрытии лифта ребенок находился вниз головой, зацепившись брюками за механизм открывания дверей лифта в верхней части, без признаков жизни», – восстанавливает подробности произошедшего представитель прокуратуры.
По факту гибели ребенка следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Однако спустя полгода расследование дела приостановлено «за неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности». Хотя, считают в прокуратуре, фактура свидетельствует об обратном.
«В марте 2009 года (за несколько недель до трагедии. – Прим. 161metr.ru) специализированной фирмой указанный лифт был осмотрен на пригодность, и выявлено множество нарушений, влекущих запрет на его эксплуатацию. Однако сотрудником специализированной фирмы в акте освидетельствования эти нарушения не отражены, в результате чего лифт был допущен к эксплуатации. Кроме того, директор ООО «Таглифт», ответственный за работу лифта и осведомленный о его неисправности, также не остановил его эксплуатацию. Несмотря на очевидность причинения смерти по неосторожности и доказанность вины сотрудника специализированной фирмы, выдавшего незаконный акт освидетельствования лифта, уголовное дело не возбуждено», – подчеркивает Наталья Ахреева.
Прокурор Ростовской области Валерий Кузнецов направил требование разобраться в ситуации руководству регионального следственного управления СК РФ. Между тем, показывает практика, инциденты в лифтах, даже заканчивающиеся смертельным исходом, весьма сложно добираются до суда. Последний «громкий» приговор вынесен в апреле 2007 года Люблинским судом Москвы. Перед судом предстали два механика, они обвинялись по статье 238 УК «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». По материалам дела, 13 марта 2006 года 8-летний москвич Антон Школьников пришел к своему другу, который жил на седьмом этаже дома № 34/1 по улице Братиславской. Друга дома не оказалось: мальчик снова вызвал лифт. Его двери зажали мальчику голову, ребенок задохнулся. Выяснилось, что конструкция лифта еще за три года до этого была признана неудачной из-за привода дверей, лифт рекомендовали заменить, однако до этого дело не дошло. Кроме того, осмотр показал, что один из механизмов лифта был просто замотан проволокой, а не отремонтирован. Действия двух электромехаников суд счел преступной халатностью, приговорив их к двум годам лишения свободы. Однако в этом же году приговор отменили «за отсутствием состава преступления в действиях обвиняемых».
По экспертным оценкам, уже подавляющее большинство лифтов в многоэтажках Ростовской области требуют срочной замены: большинство многоэтажек строилось в 70-е годы, а срок эксплуатации лифта рассчитан на 25 лет. В Ростове-на-Дону «на свободе» остаются минимум 150 механизмов, которые представляют реальную угрозу жизни и здоровью. По общероссийской статистике, замены требует каждый третий лифт – эти данные прозвучали на всероссийском совещании в Минрегионе 14 октября. Однако, отметил тогда же замглавы Минрегиона Анатолий Попов, замена лифтов – дело весьма непростое. И речь не только о финансовой стороне.
«Прекратить работу лифта можно только по предписанию Ростехнадзора и решению суда. В противном случае, даже если эксплуатирующая организация уведомит собственников жилья о невозможности дальнейшей эксплуатации подъемника, она не может запретить его использование», – пояснил он.
Фото: Фото Subbota.com.ua