В России вступил в силу новый техрегламент о безопасности лифтов, в котором установлены сроки для ремонта и замены «больного» лифтового оборудования. По подсчетам экспертов, в нашей стране пора заменить до трети всех лифтов.
Новый техрегламент предусматривает, что срок эксплуатации лифта – 25 лет с момента первого запуска. Проверять состояние кабины и всех механизмов теперь будут раз в год в обязательном порядке. Этими полномочиями наделен Ростехнадзор, который ранее помимо этой функции осуществлял еще и аккредитацию лифтопроизводителей. Пять лет для лифтов старше 1992 года выпуска и семь лет – для всех остальных. Иначе надзорное ведомство выведет такой лифт из эксплуатации. Впрочем, подобные предписания Ростехнадзор выдавал и раньше, только большинство ЖЭУ, ТСЖ и прочих контор требования игнорировали.
«Сегодня замена одного лифта стоит порядка полутора миллионов рублей. Силами одних только жильцов мы не можем заменить наш старый и неприглядный лифт на новый и комфортный, – сетует председатель одного из ростовских ТСЖ Ирина Тихонова. – А денег нам никто не выделяет на замену лифта, шлют только предостережения, так я называю эти документы. Дому 40 лет, он находится в историческом центре Ростова. Жильцы – в основном пенсионеры. У меня язык не повернется попросить у людей столько денег на новый лифт». «Старых и неприглядных» лифтов в Ростове порядка 700-1000. Из них как минимум 100-150 кабин представляют реальную угрозу для жизни, так сказать, еще вчера...
«При существующем финансировании на замену всех лифтов потребуется порядка 25 лет», – приводит слова депутата Госдумы Галины Хованской «Российская Газета».
Игроки этого сегмента, лифтопроизводители, строители, Ростехнадзор уже обращаются к премьеру Владимиру Путину хотя бы на год объявить мораторий на новый техрегламент – пока будут создаваться спецлаборатории и готовиться новые документы.
«Если раньше лифты принимал и регистрировал Ростехнадзор, то сейчас, согласно документу, должны быть созданы специальные органы сертификации. Инженерные центры отменили. Получается, если нам по-новому сдавать лифты, то сдавать их некому. У нас в Ростове один инженерный центр, тем не менее, уже готов заниматься проверками и сертификацией лифтов как спецлаборатория. В течение 10 дней центру дадут соответствующее свидетельство. Но одного центра катастрофически мало. Другие города вообще никак не подготовлены к работе в новых условиях. Да и производителей лифтов в стране не так много, чтобы быстро заменить старое оборудование, – с горечью говорит первый заместитель генерального директора ЗАО «Союзлифтмонтаж-Юг» Валентин Морозов. – В любом случае иной механизм финансирования для ремонта и замены лифтов в жилых домах на этот момент отсутствует. Местные бюджеты самостоятельно не осилят замену лифтов – это «съест» половину бюджета. А ведь у города полно и других проблем». Здесь, уверен Валентин Морозов, никак не обойтись без помощи Федерации.
Срок службы лифта по нормативам – 25 лет. Строительство спальных районов города, где преимущественно стоят девятиэтажки, пришлось на 70-80-е годы прошлого века. Вот и выходит, что практически во всех домах надо срочно заменить лифты. Срочно, резюмируют эксперты, «вылечить» лифтовое хозяйство Ростова и области не выйдет.