Программа по расселению военнослужащих в России движется в два раза медленнее запланированного темпа. Об этом накануне сообщил замминистра обороны Григорий Нагинский. Более 90 тысяч армейских семей должны были получить жилье по плану прошлого года и первому кварталу нынешнего. Но, по докладам соответствующих органов, сегодня из 45 тысяч квартир, только от 25 тысяч вручены ключи жильцам. Основная причина – волокита с оформлением права собственности на жилье, пишет «Российская газета».
В итоге получается, что майоры с полковниками, проходящие по спискам как уже имеющие крышу над головой, в реальности остаются бомжами. Чтобы ускорить их расселение, Минобороны добивается упрощения процедуры оформления квартир. По распоряжению министра обороны России Анатолия Сердюкова в ведомстве даже создана специальная комиссия во главе с начальником Генштаба.
Но, помимо бюрократической волокиты, есть еще не менее важная причина задержки с расселением. Качество выполнения военно-жилищных контрактов оставляет желать лучшего. Нередки случаи, когда офицерам предлагали настоящие халупы, куда люди, естественно, отказываются въезжать. Замминистра признал и случаи откровенного обмана, пишет «РГ». Скажем, строительная организация доложила заказчику, что дом стоит, готов к заселению, а в реальности там еще и котлован не вырыли. Чтобы исключить подтасовки, военные решили контролировать не только оформление документов, но и процесс возведения зданий. С теми компаниями, кто выдает желаемое за действительное или откровенно халтурит, контракты просто разрывают.
Из запланированных на 2010 год 51 тысячи квартир в России сегодня заселены всего три тысячи. Однако министерство смотрит в будущее с оптимизмом. Помимо крупных областей, где строящееся жилье в стадии сдачи в эксплуатацию, а это порядка 15 тысяч квартир, Минобороны крепко взялось за ведомственный недострой. По всей России обнаружились около десяти тысяч недоделанных квартир. Когда-то их начали возводить для нужд округа, флота, вида или рода войск, да так и бросили на полдороге. Сейчас этот фонд возрождают – достраивают и доделывают. Вообще же подсчитано: для гарантированного расселения очередников в оставшиеся полгода Минобороны необходимо ежемесячно сдавать не менее шести-семи тысяч квартир.
По сведениям штаба Северо-Кавказского военного округа, в 2009 году для военнослужащих СКВО получено свыше 3,5 тысяч квартир – и это только по госконтрактам, которые предусматривают закупку «первички».
«Жилье приобреталось и по программе ипотечного кредитования военнослужащих. По программе накопительно-ипотечного кредитования региональными филиалами Федерального управления накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих СКВО приобретено 186 квартир. Из них 72 квартиры в Волгоградской и 70 квартир в Ростовской областях, 44 квартиры приобретены в Краснодарском крае. Для военнослужащих СКВО, избравших после увольнения место жительства за пределами военного округа, были проведены закупки квартир в других Федеральных округах. В 2009 году в более чем 30 городах других регионов России получили квартиры около 240 военнослужащих округа», – уточнил начальник службы информации и общественных связей Северо-Кавказского военного округа Андрей Бобрун.
В 2010 году военнослужащие округа получили уже более 1,6 тысячи квартир, в том числе – и на территории Ростовской области. Совсем недавно новоселье отпраздновали 90 семей военнослужащих. В Анапе, на территории Краснодарского края, 10 июня сдали в эксплуатацию первый дом для военнослужащих в новом микрорайоне «Чистое небо». К концу 2010 года в новом микрорайоне будет построено еще три новых дома на 576 квартир и объекты инфраструктуры.
Между тем в Общественной палате уже задумываются над проблемами будущих новоселов. Из 200 тысяч ныне состоящих на службе офицеров ежегодно будут увольняться не менее восьми-десяти тысяч человек. Но в 2024 году квартирные заботы служивых полностью лягут на военную ипотеку. «Что будет с ними?» – спросили общественники у Нагинского.
«Если нам ежегодно станут выделять порядка 16 миллиардов квартирных рублей, проблем не возникнет, – ответил замминистра. – Но если финансирование прекратится, то к 2016-2018 годам получим новую очередь – тысяч на сорок».