Жители северного жилого массива (СЖМ) написали письмо президенту России. Возмущенные горожане требуют от гаранта Конституции лично проконтролировать ремонт злополучного коллектора №68, который лишил их права умываться тогда, когда этого требует организм.
Эпопея с канализационным коллектором №68 вышла на федеральный уровень. Терпение горожан лопнуло, и они направили президенту России открытое письмо с требованием прекратить их мучения. «Просто дальше терпеть это издевательство мы уже не в силах, — заявила в беседе с корреспондентом 161metr.ru жительница СЖМ и один из инициаторов акции Елена Попова. — Такое поведение коммунальщиков унижает наше человеческое достоинство».
Коллектор уже изрядно подпортил атмосферу в городе и области как в прямом, так и в переносном смысле. Его обрушение в феврале этого года едва не привело к железнодорожной катастрофе и послужило началом водной блокады СЖМ, Военведа и домов Первомайского микрорайона. Чтобы стоки из обрушенной канализации не затопили город, их перенаправили по резервной линии, а подачу воды ограничили: нет воды — нет стоков. Руководство ОАО ПО «Водоканал» клялось и божилось, что нарисованный ими график подачи воды в жилые дома суть мера временная, и призывало набраться терпения. Люди, если того позволял напор, набирали воду во всевозможные емкости и ждали. К лету от нечистот, которые то и дело из неисправной трубы вытекают, в Темернике передохла рыба; видя такое дело, Роспотребнадзор «настоятельно рекомендовал» горожанам без крайней нужды даже близко к воде не подходить. Экологи сбились с ног, спасая от нечистот Ботанический сад.
Теперь о себе заявили люди. Они начали в массовом порядке регистрироваться на сайте президента РФ и подписываться под коллективной жалобой. Претензий две: доколе чиновники будут измываться над народом, и почему нет ясности с самими ремонтом. «Неизвестно, кто и когда будет ремонтировать сам коллектор, более того — этот объект, на строительство которого было потрачено свыше двух миллиардов бюджетных денег, не находится на чьем-либо балансе, — возмущаются налогоплательщики. — В районах Ростова-на-Дону, испытывающих нехватку воды, проживает свыше 300 000 человек. Санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка в городе ухудшена (а наступающая жаркая погода способствует ее дальнейшему ухудшению), жители города страдают». Люди по уши сыты графиками, которые никто не соблюдает. «График в нашем доме (и, думаю, в окрестных домах тоже) не выдерживался практически весь май — числа до 26, — говорит житель СЖМ Ян Ижогин. — Вода подавалась несколько (3–5) раз в неделю, на час-полтора. По этому поводу жильцы обращались в водоканал и администрацию — и получали ответы под копирку». На сайте городской администрации можно найти эти ответы. Меняется в них только название районов и улиц: «Для улучшения водоснабжения жилых домов по ул.*** произведена корректировка графика подачи воды. Участком ПП «Водопровод» Первомайского района ведутся профилактические работы, направленные на создание наиболее благоприятных условий водоснабжения домов по ул. *** в период действия утвержденного графика подачи воды». «Отсутствие холодной воды летом, при наличии маленького ребенка — это почти трагедия, — едва не плачет молодая мама Юля Лавриненко. — Жарко, ни сплит, ни вентилятор с ребенком в комнате не включить, одно спасение — душ, но нам эта радость недоступна. А без купания — тут вам и потничка, и инфекции. Самой помыться — тоже проблема: вода есть — ребенок не спит, одного не оставишь». О том, как справляются с более деликатными проблемами, люди даже говорить стыдятся. «Запах в квартирах стоит ужасный, приходится литрами заливать в унитазы химикаты, чтобы хоть как-то спасаться», — решаются на откровенность некоторые анонимы.
«Очень удивляет практическое отсутствие информации, — продолжает Ян Изжогов. — Два заявления Водоканала в начале отключений — одно с графиком, другое на тему «невиноватые мы», и — тишина. Несмотря на наличие раздела «Оперативный монитор» и множество обращений от населения, официальной информации о ходе работ по устранению аварии и сроках действия графика нет. Все, что было — два «успокаивающих» сюжета на Дон-ТР и довольно информативная статья в региональной многотиражке, чего, конечно, далеко не достаточно. Поэтому — масса слухов и напряженность населения».
По старой русской традиции осталась у ростовчан одна надежда — на сайт президента РФ. «Мы просим Вас взять под контроль работы по восстановлению коллектора и расследование причин аварии», — настаивают в своем письме к Дмитрию Медведеву инициаторы акции и предлагают всем неравнодушным их поддержать. «Лучше брать текст на 161.ru, и каждый сам заходит на Letters.kremlin.ru. Там необходимо зарегистрироваться, а затем: 1. кнопка «Отправить письмо»; 2. заполнить анкету; 3. выбрать Адресат «Президент РФ»; 4. вставить текст письма. Главное — уложиться в 2000 символов (на сайте есть контрольный счетчик). Под письмом может поместиться три фамилии, если убрать абзацы и лишние знаки, то — четыре», — пояснила специально для читателей 161metr.ru Елена Попова.