Бетонная плита с торчащей вертикально арматурой появилась у входа в ДГПБ. Дитя современного концептуального искусства официально называется «Трава». Правда, ростовчане уже прозвали новую городскую достопримечательность «Расческой для Шрэка».
С технической стороны все просто: на бетонной плите с помощью цемента закрепили несколько десятков металлических прутьев. Вот, собственно, и все: монумент «Трава» двое рабочих создали менее чем за час. Эксперты поясняют, что ценность этого творения, как и любого другого произведения концептуального искусства, не во внешней красе, в смыслах, которыми его награждает автор и зрители.
«Проект посвящен и ностальгии по уходящему старому Ростову, тому, что царство гоблинов и эльфов уходит, уступая место риелторам, девелоперам с нашими огромными домами. И теперь какие дома – такая будет у нас и трава, – расшифровывает свой творческий посыл автор монумента Александр Стадник. – А вообще это также посвящено просто траве, которая качается на ветру».
Куда смотрят власти, было, задались вопросом прохожие. Председатель регионального отделения ВООПИиК Александр Кожин поясняет, что установку монумента «Трава» предварительно с чиновниками согласовывать не надо. Он установлен на территории публичной библиотеки.
«Это самодеятельность, как в свое время было в 20-е годы. Тогда после того, как убирался какой-нибудь памятник царской эпохи, выходил человек, кто-то из поэтов того времени, забирался на освободившийся пьедестал и объявлял себя памятником. Он стоял минут 10-20, потом слезал, и на этом памятник заканчивался, – проводит аналогию с инсталляциями прошлого Александр Кожин. – В данном случае сделано, конечно, помощнее. Тем более, делает Александр Стадник. Он не просто архитектор, но еще и руководитель архитектурной секцией ВООПИиК. Так что то, что он здесь делает, он делает осознанно, со смыслом».
Монумент открыт в рамках проекта Первой южно-российской биеннале современного искусства «Концептуализм здесь и там». Александр Стадник подчеркивает, что появление в городе «Травы» – это шаг навстречу современному искусству, смысл которого на данном этапе сводится к принятию ростовчанами хотя бы того факта, что такое искусство существует. А понимание замысла и оценка монумента – это дело будущего, судить будет время. Правда, прагматичные ростовчане сразу усомнились в том, что у необычного монумента это самое время есть.
«Как бы не растащили эту арматуру в самые ближайшие дни. У нас люди такие, все, что плохо лежит, тащат, и крепление цементом для них – это не проблема. Тем более и место еще такое. Тут под публичкой вечерами постоянно буйные подростки, которых медом не корми, дай похулиганить», – резонно замечает ростовчанин Владимир Ляшенко. Он увидел новую городскую достопримечательность одним из первых.
Фото: Фото автора