В Ростове-на-Дону идет развитие туристских ресурсов: ценой строительства зданий, мемориалов, гостиниц количество приезжающих в Ростов возросло на 12%. Между тем эксперты в области туризма считают, что до истинной туристической привлекательности донской столице еще весьма далеко. И для начала стоило бы... отремонтировать дороги.
В городе с 2008 года работает целевая программа развития туристских ресурсов. В этом году действие программы завершается. Начальник отдела по развитию туризма и защите прав потребителей администрации города Владимир Бородай обозначает, что два года жизни специалисты потратили не зря. Число туристов, посетивших Ростов в 2009 году, увеличилось по сравнению с 2008 годом на 12%. С каждым годом количество мест, которые не стыдно показать, растет.
«Туристские ресурсы города пополняются новыми объектами показа. Среди них – скульптурные композиции Антону Чехову на улице Пушкинской и «Основателям и строителям крепости Димитрия Ростовского», мемориальные знаки редута святой Елизаветы в районе Донской публичной библиотеки, святой Анны на проспекте Чехова. Завершена работа по конкурсному отбору эскизных проектов мемориального знака «Ростов-порт пяти морей» и географического знака "граница Европа-Азия"», – перечисляет Владимир Бородай.
Он отмечает, что на вооружении «ловцов туристов» сегодня стоят уникальные – причем в масштабе всей России – технологии. Одна из новинок, которые только внедряются, – интерактивная информационная система.
«Эта программная технология, устанавливаемая на интерактивных терминалах (таких в городе уже три – в аэропорту и конгресс-центре «Дон-Плаза»), позволяет получить неограниченный ресурс информации о достопримечательностях Ростова, гостиницах, туроператорах, музеях, консульствах, маршрутах туризма и т.д. Благодаря технологии удаленного доступа программа перспективна при продвижении и интерактивной презентации туристских ресурсов Ростова в других регионах России, а с учетом английской и французской версий и в зарубежных городах, например в городах-побратимах. К данному проекту уже проявили интерес в германском городе Гера и французском Ле Мане», – рассказывает Владимир Бородай.
О многочисленных поводах для радости говорит и директор Ростовского регионального туристского информационного центра (РРТИЦ) Андрей Серов. Среди достижений он перечисляет акцию «Ростов глазами туристов»: об истории названий улиц и создании различных районов рассказывают пассажирам общественного транспорта. Предмет особой гордости РРТИЦ – карта-путеводитель по Ростову. Ранее специализированного гида для туристов в городе вообще не существовало. Впрочем, поговорив о меде, Андрей Серов переходит к дегтю.
«Отсутствует у нас ростовский городской туристический офис. РРТИЦ кто-то выделяет уголок исключительно из целей благотворительности. Ребята, ну это не дело. Пора уже вырастать из коротких штанишек. Нужен постоянный офис, адрес которого был бы известен гостям города, куда бы они могли обратиться за информацией», – говорит Андрей Серов.
Масла в огонь подливает директор выставочного центра «ВертолЭкспо» Сергей Шамшура. Он проводит экспресс-анализ показателей и делает вывод, что ситуация хороша только на бумаге.
«У нас в 2008 году Ростов посетило 294,6 тысячи человек, в 2009 – 332,2 тысячи. Даже при номерном фонде в 2500 номеров, которым сейчас располагают ростовские гостиницы, можно сделать вывод, что их загрузка составляет 50-60%. Недостаточно времени и сил уделяется формированию конкурентных преимуществ Ростова. Как правило, люди приезжают в Ростов по делам, и никто не остается на выходные. Почему? Потому что городу просто нечего предложить. В Австрии, например, можно не выходя из гостиницы забронировать билет в оперу. У нас даже чтобы узнать расписание кинотеатра, нужно всех обзвонить, но будет ли иностранный турист этим заниматься? У нас есть великолепный зоопарк, крупнейший на юге страны, но даже его мы не можем правильно, по-европейски, предложить», – рассуждает Сергей Шамшура.
О более насущных проблемах напоминает директор «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева. По ее словам, Ростов-на-Дону в принципе – город привлекательный для туристов. Однако обилие «местного колорита» делает «южное направление» опасным в представлении иностранцев. И дело не только в громкой славе Ростова-папы.
«У нас даже если гости хотят что-то посмотреть, особенно в центре, приходится идти на риск. В некоторых случаях отсутствуют элементарные подступы – к примеру, выход к Набережной. Лестница на Газетном сегодня превратилась просто в развалину. Нет прогулочных теплоходов. Вспомню о многострадальной гостинице «Эрмитаж» – совсем недавно на зарубежном сайте читала отзыв в стиле «если вы хотите узнать настоящую Россию – отличные условия для жизни, но экстремальное окружение, приезжайте в Ростов, в эту гостиницу». Можно же найти средства и отремонтировать дорогу», – задается риторическим вопросом Татьяна Нечепаева.
До середины лета в Ростове должна быть подготовлена новая трехлетняя программа развития туризма. Ростовские туроператоры, представители гостиничного бизнеса надеются, что к их критике при разработке документа прислушаются.