В прошлом году в Ростове высажено свыше шести тысяч деревьев, часть из них – тополя, на полном избавлении от которых настаивают ростовчане. Аспекты «древесного бытия» донской столицы обсудили участники круглого стола в Ростове-на-Дону. Почему тополя не только вредны, но и полезны, зачем кроны обрезают «под ноль» и куда бежать, если огромная ветка собирается упасть на голову, рассказали те, кто отвечает за деревья в большом городе.
Ростов-на-Дону в 2009 году покинул список 35 самых загрязненных городов России, но остается мегаполисом с довольно грязным воздухом. При этом уровень обеспеченности населения зелеными насаждениями в городе весьма невелик. По данным исследования, которое провела служба «Яндекс.Карты» в минувшем году, Ростов-на-Дону занимает последнее место среди городов-миллионников по соотношению площади города и размера зеленых насаждений. Однако ростовчан более всего заботит не количество, а качество. Снег идет в городе не только при минусовой температуре: в конце мая улицы покрывает тополиный пух. Аллергики ежегодно обращаются к властям избавить город от «пушистой смерти». И. о. начальника отдела благоустройства департамента ЖКХ и энергетики Ростова Юлия Кузьмина подчеркивает: тополя высаживали и будут высаживать. Правда другие.
«Сейчас у нас высаживаются особи женского пола, они не пылят. Но вырубать оставшиеся «мужские» тополя мы не будем, как и отказываться от высадки тополей вообще. Дело в том, что заменять тополя в условиях мегаполиса нецелесообразно. Они в отличие от тех же берез отлично приживаются и действительно полезны – отлично очищают воздух. По этим параметрам их заменять нечем. Что касается сноса, то по закону мы имеем право срубить дерево только в том случае, если оно уже отжило свое», – говорит Юлия Кузьмина.
Главный дендролог Ростова-на-Дону Евгения Жукова добавляет: проблема пуха с каждым годом становится менее выраженной. На стороне горожан, которые страдают от аллергии – кстати, вызывает ее не пух, а пыльца растений, которая «путешествует» на пухе, – само время.
«Дело в том, что идет постепенная замена старых деревьев на новые, и скоро придет время, когда старых «пушащих» тополей уже не останется. Уже даже можно заметить, что с каждым годом его становится все меньше и меньше. А из центра города, где основная масса деревьев высаживалась в послевоенные годы, старые тополя уже практически исчезли. Живут они от 35 до 70 лет, есть 70-летние экземпляры, но их немного», – рассказывает Евгения Жукова.
Дендролог Октябрьского района Тамара Евграфьева предлагает еще один вариант решения «тополиной» проблемы. К слову, этот же метод помогает продлить жизнь дерева и даже – со временем – сделать его облик более эстетичным.
«На площади Народного Ополчения при поддержке главы администрации мы на свой страх и риск буквально сделали глубокую обрезку. Это когда крона обрезается на 70%, остается такой древесный «скелет». Однако это активизирует рост ветвей, и затем формируется ухоженная крона-шапочка, без веток, которые нависают над проезжей частью и могут упасть на контактную сеть либо же автомобиль. И я убеждена, что глубокую обрезку нужно проводить со старыми всеми деревьями в центре – это активизирует силы дерева и продлевает ему жизнь. Естественно, нужно строжайшим образом соблюдать технологию. Что касается тополей, то здесь также глубокая обрезка помогает, они потом лет 5-6 не пылят, потому что не развиваются «пушащие» почки», – убеждена Тамара Евграфьева.
Если спасти отдельно взятую ветку или дерево уже нельзя – кстати, уровень «нельзя» также определяют дендрологи, – ветка или дерево подлежат сносу. В этой ситуации главный вопрос – куда бежать. Юлия Кузьмина констатирует, что ростовчане не всегда знают ответ на этот вопрос. А ведь при нынешнем законодательстве обращаться напрямую к коммунальщикам нет никакого смысла.
«Нужно обратить внимание на расположение опасного дерева. Если речь идет о многоквартирном доме, нужно обращаться в правление ТСЖ либо же свою управляющую компанию. Она уже направляет заявку в администрацию. Что касается частных домовладений, то в случае, если вы готовы оплатить снос дерева, обращаться нужно напрямую в департамент ЖКХ и энергетики. Если же финансовые потери вы нести не готовы, нужно написать заявление в районную администрацию», – разъясняет Юлия Кузьмина.
Собственность имеет значение и при высадке деревьев. Муниципалитет озеленяет земли государственные, предприятия и организации активно облагораживают «свои» территории. Есть и передовики: в департаменте особо добрым словом поминают руководство ростовского АТП-3, которое создает сад на отдельно взятой территории. А вот омрачает настроение дендрологов отношение к зеленым насаждениям самих горожан. Парадокс: отстаивая каждое старое и требующее сноса дерево, ростовчане без особых угрызений совести... выкапывают только появившиеся саженцы! Рассказ о деревьях дендрологи завершают призывом уважать их труд.
«В Октябрьском районе у нас выкопали около 50 можжевельников. А в первую неделю после открытия сквера Первого пионерского слета выкопали 30 деревьев. Причем выкапывают в основном хвойники, они стоят довольно дорого. Сейчас мы высаживаем в основном большие деревья, от трех метров, они стоят от 10 тысяч. Все это очень обидно и плохо», – сетует директор ООО «Елка» Виталий Фетисов.