Переход от лицензирования к саморегулируемым организациям (СРО) для строительных, изыскательских и проектных организаций – это новая ступень ответственности. И дело не только в необходимости платить взнос в компенсационный фонд. Члены СРО обязаны застраховать свою ответственность перед третьими лицами. В практической реализации этого положения довольно много тонкостей и вопросов. О тонкостях «строительного ОСАГО» шла речь на круглом столе, который организовало издательство «Медиа Юг».
Первый вопрос, с которого и начинается дискуссия – что, собственно, страховать. Прописав положение об этом, законодатели «забыли» разъяснить суть процесса. Идет речь о конкретных объектах, о перечне работ; заключать ли фиксированный по времени договор или страховать отдельно взятые риски – на многие из этих вопросов еще только предстоит ответить.
«Кто-то говорит, что страхуются объекты, кто-то говорит о видах работ. Даже на одном из последних совещаний у Козака шла речь о том, что и как страховать. И на совещании было дано поручение разработать единый перечень страхования гражданской ответственности, которого мы ждем. Еще один аспект – страхование при строительстве объектов повышенной опасности, к примеру, СШГЭС. Здесь должен быть иной уровень требований к страхованию гражданской ответственности. Ведь если случится что-то неприятное и это случится вследствие недостаточных работ – речь пойдет о возмещении огромной суммы, здесь никакого компенсационного фонда не хватит», – анализирует ситуацию генеральный директор НП «Объединение строителей ЮФО» Евгений Абрашин.
«Я не могу говорить о строителях и изыскателях, но мы, проектировщики, находимся в ситуации законодательного вакуума. В том идеальном состоянии прогноза, когда мы можем только предполагать и работать на основании этих предположений», – выражает солидарность с коллегами исполнительный директор НП ГПО ЮФо Наталья Доценко.
Неуверенность и противоречия с законом ощущаются уже на начальном этапе – по существующему положению, страховаться члены НП или СРО должны только у аккредитованных при объединении страховых структур. Сегодня их перечень формируется, пока речь в основном идет о рекомендованном списке страховщиков. Если для строителей в этом вопросе много непонятного, то для страховщиков такая форма вообще малоприемлема.
«На чем основаны эти рекомендации, кто их составляет? Любая компания может подать документы свободно, объем документов всем известен. Но мы сталкиваемся с тем, что где-то в НП существует список, и этой ситуацией должны заинтересоваться в ФАС», – говорит замдиректора по развитию филиала ЗАО «ГУТА-Страхование» в Ростове-на-Дону Валерия Кудрявцева.
Животрепещущая тема – и цена вопроса. Как отмечает Наталья Доценко, на общем собрании НП проектировщиков определило основную линию партии. Минимальная сумма страхования составляет два миллиона рублей. Однако крупные организации страхуются на большие суммы – есть институты, застрахованные на 20, 30 миллионов. Максимум проектировщиков – 232 миллиона.
«У нас минимальная сумма – 2,7 миллиона. Но я хочу добавить, что если у строителя реально небольшой объем работ, ему нет смысла страховаться на такую сумму. И таких структур много. Есть масса ИП, которые занимаются сантехническими работами, к примеру. Поэтому мы постарались подойти очень подробно, поставить сумму в зависимость как от количества выполняемых работ, так и от объема», – рассуждает инспектор по страхованию НП «Объединение строителей южного округа» Игорь Ивко. О том, что мелкие строители оказываются зачастую в очень невыгодном положении, говорит и председатель Комитета по социальной защите и страхованию Ростовского РО ОПОРЫ России Владимир Бабаев.
«Данный вид страхования новый, он находится в стадии развития, но если приходит крупный строитель, то у него и тарифы на страхование ниже. Поэтому мы сейчас пытаемся противостоять стремлению крупных компаний навязать правила игры всем остальным. Мы формируем пул небольших страхователей, которые будут выступать в роли одного оптового клиента, и добиваться тех же тарифов, что и для крупных корпораций», – говорит о проекте Владимир Бабаев.
«Когда пациент приходит к врачу, тот, прежде всего, просматривает его историю болезни, – парирует директор ОАО «ВСК» Сегей Колыванов. – При установке тарифов также учитывается история компании: опыт работы, показатели на рынке. ИП или небольшие организации с небольшими объемами оцениваются с точки зрения потенциального вреда. Минимальная страховая сумма 700 тысяч рублей. И чем крупнее организация, тем логичнее страховаться на большую стоимость. Очень часто звучат сравнения с ОСАГО, но если в ОСГО законодательно ставки закреплены, то здесь мы руководствуемся теми принципами, которые я озвучил».
Несмотря на настороженное отношение и множество неизвестных, есть компании, которые уже оценили все преимущества страхования ответственности перед третьими лицами. Генеральный директор ООО «Анастасия» Анатолий Клименко дает рекомендации тем, кто только в процесс втягивается.
«Для нас СРО и все эти требования не стали неожиданностью. Это нормальный процесс. Сегодня мы страхуем сами для себя, когда только начинаем строить. Сегодня это нужно. Все сложности могут возникнуть из-за непонимания между строителем и страховщиком, поэтому нужно просто сесть и обсудить все пункты договора, проработать все вопросы, тогда никаких проблем не возникнет. Я считаю, что на рынке должно работать максимальное количество страховых компаний, нельзя формировать узкий круг, тогда и тарифы будут более гибкими», – резюмирует Анатолий Клименко.