Как контролировать качество ремонтных работ в жилищном фонде? Эти и другие вопросы обсуждали специалисты и эксперты отрасли на круглом столе, организованном издательским домом «МедиаЮг».
Два года назад был создан фонд содействия и реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Первые денежные отчисления на проведение капитального ремонта начались в 2008 году. Одна часть средств шла из федерального бюджета, другая – из областного. Не оставались в стороне и сами жильцы домов. Их вклад в общую копилку вначале составлял не менее 10%, но после разбирательств в прокуратуре нагрузку уменьшили до 5%. Тем не менее коммунальщики по-прежнему рекомендуют жильцам на добровольных началах вносить не менее 10%. Почему? Чиновники объясняют это тем, что всего на капремонт до 2012 года будет выделено 4 млр рублей, плюс средства софинансирования. Всего должны освоить около 7 млрд, а нужно 60 млрд. Конечно, никто таких денег не даст, приходится крутиться. Кроме того, под программу могут попасть только те дома, жильцы которых самостоятельно выбрали управляющую компанию. Те же, за кого УК выбрала администрация, оказываются за бортом господдержки. Впрочем, за ним после 2012 года окажутся все, у кого жилье приватизированное, капремонт они будут делать только за свой счет.
Для участников программы сейчас главное – успеть подготовить документы и вовремя освоить средства. И то, и другое весьма затруднительно. На согласование документов уходит до года, Фонд постоянно вносит новые требования. У управляющих компаний и ТСЖ зачастую нет информации о том, к кому обращаться за оформлением качественной документации. Специалистам известно: чем меньше в документах пунктов, тем проще и быстрее его согласовать. В итоге, когда начинается сам ремонт, выясняется, что надо сделать и то, и другое. В документах и смете этого нет, а все уже согласовано. Начинаются трения между УК, ТСЖ и жильцами домов.
Пока согласовываются документы в Фонде, в домах раза три успевает поменяться инициативная группа, и у каждой свое видение фронта работ, которые необходимо провести. Это еще одна проблема. Что касается освоения средств, то ждать их можно и год, и два. Перечислить их могут в сентябре, а дом к зиме нужно сдать уже 10 октября. Если до 31 декабря средства не будут освоены, то о дальнейшем финансировании можно забыть. Стоит ли говорить о том, как отражается на качестве работ подобная спешка.
Есть и другие проблемы, но многих, говорят чиновники, можно было бы избежать, если бы сами жильцы домов были больше заинтересованы в ремонте, непосредственно участвовали в контроле за его качеством, а не пускали все на самотек.