Почти 20 тысяч жителей Первомайского района Ростова остаются без отопления. Холодно в палатах областной больницы №2, воспитанники двух детских садиков распущены по домам. Причина – строители продолжают прокладку теплотрассы. Застройщику уже грозят жесткие административные меры. Однако, говорят чиновники, изменить ситуацию уже невозможно.
На подъезде к областной больнице №2 почти круглосуточная пробка. Движение машин затруднено раскопками. Внушительную вывеску больничного комплекса не сразу заметишь из-за горы песка, которая заслоняет обзор. Если подойти ближе, то клиника смахивает на средневековый замок – такую ассоциацию вызывает ров, лишь в некоторых местах засыпанный землей.
Фронт работ растянулся до Сельмашевского рынка: предприимчивые бабушки уже используют ограждения в качестве элемента дизайна. Уточнив, зачем «витрину» фотографируют, торговки наперебой комментируют происходящее.
«Не знаю, как в домах, а в больнице люди без тепла сидят», – делится информацией одна.
«Не успели за лето трубы сделать», – без иронии констатирует другая.
«Ну, мы вообще сами не местные», – на всякий случай отмечает третья.
Стройка мешает и рынку, и остановке. Выходя из маршруток, люди идут по проезжей части: тротуар «съела» теплотрасса. Пятилетний Андрюша крепко держится за руку бабушки. У ребенка сегодня праздник. Поход на рынок гораздо интереснее обычных детсадовских занятий.
«Должны уже топить в садиках, а тут – отопление не дали. Вот и распустили детей по домам. Да я думаю, и хорошо сделали. Дома тоже не топят, но можно духовку включить, погреться, да, Андрюша? А в садике где погреешься? Но не дело все-таки. Это я на пенсии, не работаю, могу с внуком посидеть. А вчера вот с мамашей общалась, так ей пришлось отгулы брать: ребенка оставить-то некому», – рассказывает бабушка.
«Двадцать четыре жилых домах оказались в стороне от процесса подготовки к отопительной кампании. Нет тепла и в детских садах №№26 и 260, расположенных в этом микрорайоне. В результате некоторых детей пришлось временно перевести в другие дошкольные учреждения, а с остальными вынуждены дома сидеть родители. Подрядчик обещает завершить работы по перекладке теплосетей в ближайшие дни», – озвучивает официальные данные директор городского департамента ЖКХ и энергетики Николай Шульга.
Строители заверяют, что за выходные работы завершат. И объясняют задержку сложностью объекта.
«Очень много брошенных коммуникаций, которые вообще не внесены ни в какие планы. Кроме этого, много действующих коммуникаций, которые также нигде не значатся. Поэтому нам приходилось, как слепым котятам, начинать раскапывать вручную, хотя у нас это все по идее механизировано», – в ростовском телевизионном эфире заявил главный инженер подрядчика Александр Чекмарев.
Правда, несколькими неделями ранее представители подрядчика – ООО «Ростспецстрой» – называли даты. В субботу, 4 октября, с ходом работ на объекте ознакомился замгубернатора Юрий Андриади. К тому времени срок сдачи теплотрассы уже был сорван.
«На следующей неделе, в среду-четверг, подключим теплотрассу», – заверили тогда заместителя губернатора. Неделя тянется до сих пор. Возможно, так подействовало заявление, которое Юрий Андриади сделал журналистам.
«Складывается такое впечатление, что подрядные организации, а в основном это подрядчики группы компаний «СВА», «Ростспецстрой», считают, что область им эти объекты подарила и они могут работать на них ни шатко ни валко, – сказал по итогам субботнего объезда Юрий Андриади. – Я не собираюсь здесь воспитывать руководителей как детей. Мы их просто не будем допускать к аукционам на подрядные работы объектов, которые мы будем строить и реконструировать».
Пока же заложниками строителей и осеннего тепла остаются около 20 тысяч жителей микрорайона Сельмаш. Оказать какое-либо влияние на подрядчика власти не могут. Уговоры не помогают, законодательные меры и штрафы не согревают.
«В этой ситуации мы сами стали заложниками недобросовестного подрядчика. К сожалению, работы уже вошли в такую стадию, когда менять подрядчика не имеет смысла: новому потребуется много времени, чтобы вникнуть в суть дела. Остается лишь добиться окончания работ и разорвать с этой организацией всякие отношения»,– описал ситуацию представитель властей.
Фото: Фото автора