Северо-Кавказский окружной военный суд на этой неделе приступил к рассмотрению так называемого дела Зиринова. На предварительном слушании суд удовлетворил ходатайство стороны защиты о рассмотрении их дела судом присяжных.
Накануне старта процесса Следственный комитет РФ рассказал, какие доказательства вины фигурантов дела ему удалось собрать. С заявлением по поводу доказательной базы, которая, напомним, вызывала и вызывает серьезные вопросы у защиты, выступил официальный представитель СКР Владимир Маркин.
«Преступная группа, которую возглавляли Зиринов и Эйриян, была типичной бандой со своим планированием и распределением ролей между участниками. В преступной деятельности они, естественно, использовали огнестрельное оружие, средства маскировки и конспирации. Сама банда контролировала значительную часть бизнеса в Анапе, и мало кому приходило в голову противостоять ее участникам. А тех, кто пытался возразить, ждала печальная участь. Тот же директор санатория «Малая бухта» Виталий Садовничий был убит только за то, что перестал выполнять указания Зиринова. После его смерти акции санатория были быстро скуплены, переданы подконтрольному Зиринову лицу, а затем и перепроданы», – в частности, отметил Маркин.
Слова главного спикера Следственного комитета РФ прокомментировала адвокат Зиринова Анна Ставицкая, назвав публичные выводы Маркина преждевременными и не слишком точными.
«Я хотела бы обратить внимание генерал-майора юстиции Маркина на тот факт, что в нашей стране не отменяли презумпцию невиновности, и до приговора суда никто не может говорить о виновности обвиняемого в утвердительной форме. Об этом говорит и статья 6 Европейской Конвенции, которая признает право любого человека на презумпцию невиновности и указывает на недопустимость резюмирования виновности человека до приговора суда публичными деятелями», – заявила адвокат Зиринова.
Она подчеркнула, «дело Зиринова» будет рассматривать суд присяжных и напомнила, что давление на него на этапе формирования недопустимо.
«Господин Маркин констатирует, что была банда. Не группа людей обвиняется в определенном преступлении, а утверждается, что они были «типичной бандой со своим планированием и распределением ролей между участниками». Однако, повторюсь, делать однозначные определения можно будет только после вступления приговора суда в законную силу. Я также прошу уважаемого Владимира Ивановича не делать подобных заявлений до конца судебного разбирательства, так как очевидно, что это будет влиять на присяжных и может лишить подзащитных надежды на справедливый суд», – объяснила свою позицию адвокат.
Комментируя эпизод с убийством Садовничего и перепродажей скупленных акций, Анна Ставицкая обратила внимание на следующие моменты результатов работы следователей.
«Во-первых, само следствие утверждает (это следует из материалов уголовного дела), что еще задолго до смерти Садовничего самым большим пакетом акций санатория «Малая бухта» владел Павел Юрин. Ему принадлежали 30% акций (другие пакеты акций в разных, но меньших, чем у Юрина, долях принадлежали профсоюзу и нескольким физическим лицам) этого предприятия, и его следствие посчитало «подконтрольным лицом» Зиринова. Во-вторых, владелец контрольного пакета акций дал показания, что он никакого отношения к Зиринову не имел, а 30% акций были его личной собственностью, полученные в результате законного приобретения у другого акционера санатория», – раскрывает подробности финансовой сделки адвокат Зиринова.
Владимир Маркин в своем заявлении также отметил, что следствие проверяет данные о причастности фигурантов дела к совершению иных преступлений. Эти слова Анна Ставицкая прокомментировала следующим образом:
«Данную формулировку сотрудники СКР использовали еще на этапе предварительного следствия, повторяли ее и в последующие годы расследования «дела Зиринова». Однако, насколько мне известно, в отношении всех подсудимых следственные действия давно закончены, дело по трем эпизодам передано в суд, и о каких-либо новых результатах проверок о причастности данных людей к «иным преступлениям», мне лично ничего не известно».
Фигуранты так называемого дела Зиринова обвиняются по статьям «Убийство», «Бандитизм» и «Незаконный оборот оружия». По делу проходят анапский бизнесмен, депутат Заксобрания Кубани Сергей Зиринов, директор кафе Карник Асланян, предприниматель Анастас Тильгеров, строитель Эдуард Паладьян, экс-чемпион по боям без правил Амар Сулоев и помощник председателя Ставропольского краевого суда Евгений Александрович.
Фото: Фото – кадр телеканала «Дождь»