В Новочеркасске 5 апреля уличная собака укусила 4-летнюю девочку, схватив за лицо. Ребенок неделю пролежал в больнице. По словам матери пострадавшей девочки Людмилы Егошиной, животное и раньше бросалось на местных детей. Теперь семью в интернете обвиняют в том, что ребенок сам спровоцировал собаку. Корреспондент 161.RU Диана Кулыгина поговорила с матерью пострадавшей девочки и зампредседателя гордумы Новочеркасска Андреем Карабедовым о проблеме бродячих собак в их городе.
Растерзанные людьми
Мать пострадавшей девочки Людмила Егошина говорит, что улица, где она сейчас живет с детьми, тихая и напоминает деревенскую. Все соседи много лет знают друг друга, на улице свой микроклимат. Здесь гуляет много детей. 5 апреля 4-летняя дочь Людмилы, Аня (имя девочки изменено — Прим. ред.), вышла на улицу. Под припаркованной рядом машиной лежала собака. Животное бросилось на ребенка и укусило за лицо.
Девочку отвезли в больницу, где она вместе с матерью пролежала неделю. К счастью, зашивать раны не потребовалось, обошлись уколами. В больницу приезжали полицейские и общались с Людмилой и Аней. Вскоре глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело из-за этого нападения. У шокированной матери была лишь одна просьба — чтобы напавшую на ее ребенка собаку увезли с улицы.
— Я очень испугалась за своего ребенка. Мы поехали в больницу, у меня истерика была, — вспоминает Людмила.
В голове проворачивались такие моменты: «А что, если бы хуже было?»
Собака давно обитала на улице, но бродячей не была. В соседнем от Егошиных дворе у нее была своя будка, куда животное периодически заходило. Хозяева того двор сделали в калитке специальную прорезь, чтобы собака могла выходить. Местные говорили Людмиле, что у собаки есть хозяева, которые ее подкармливали, и даже кличка. Но после того, как собака напала на дочь Людмилы, хозяева от животного открестились. Мол, прибилась ко двору.
— Мы попали в больницу, а на следующий день я [хозяину] позвонила и задала вопрос: «Как мы дальше будем решать вопрос с этой собакой?». Он мне сказал, что собака не его, что она прибилась. Сказал: «Хотите, давайте в приют ее отдадим?». Мы договорились, что собакой займутся специалисты. У меня не было фраз, чтобы ее усыпили или еще что-то сделали. Да боже упаси, — рассказала Людмила.
Когда собаку приехали отлавливать, она испугалась и сразу же бросилась в тот двор, к своей будке. Хозяин двора сказал отловщикам, что не возражает, чтобы собаку забрали. Мужчина пояснил, что над животным раньше издевались, и поэтому она стала агрессивной.
— Когда собаку забирали, она побежала сразу в тот двор, целенаправленно. То есть не в сторону, никуда, она побежала именно в свой двор, — рассказала Людмила. — Передо мной даже никто не извинялся, вышел мужчина и сказал: «Виноваты дети, которые дразнили эту собаку, которые ее провоцировали». Все вокруг виноваты, что у собаки такая психика неуравновешенная.
После этого случая с Людмилой связались люди, чьи дети тоже пострадали от этой же собаки. Год назад она напала на маленького мальчика, но так и продолжила жить на улице.
— На момент, когда собаку забирали, вышло очень много людей. Один мужчина остановился, сказал, что хорошо, что собаку забрали, потому как она кидалась и укусила его сына. Я также общалась с одной девушкой, которая сказала, что около года назад эта собака ее дитя покусала. И тоже за лицо, — рассказала Людмила.
Местный паблик «Новочеркасск сегодня» опубликовал новость о случившемся, где указал, что, по предварительным данным, ребенок зашел в соседний двор. Мать зацепили эти слова. Людмила утверждает, что девочка не заходила в соседский двор, а находилась рядом.
Но больше всего боли принесли матери комментарии людей, защищающих и оправдывающих собаку. Ничего не знающие о случившемся люди писали, что девочка сама спровоцировала животное, сама зашла во двор к собаке. Люди язвительно бросались обвинениями в адрес матери, говоря, что та якобы не уследила за ребенком. Людмила не понимала, почему они выставляют виноватой потерпевшую сторону и рьяно защищают собаку, которую знать не знали.
— Мол, мы виноваты, что ребенок попал в данную ситуацию, что в чужой двор зашел. Писали: «Почему за ребенком никто не смотрел?». За эту собаку стали писать, что собака адекватная. Мне неприятно. У меня ребенок пострадал и наше счастье, что мы обошлись только двумя рваными ранами на лице. А есть люди, которые нас еще и обвиняют. Говорят: «Надо следить за ребенком, ребенок не там ходит». А где моему ребенку ходить? Она у себя находится. Вот ее двор, вот соседний.
Меня поймет только тот человек, который окажется в такой ситуации. Любая нормальная мать будет пытаться отстранить ребенка, обезопасить.
На бумагах — 300 бродячих собак. А в реальности?
В Новочеркасске бродячие собаки едва ли не каждый день нападают на людей. Об этом корреспонденту 161.RU рассказал заместитель председателя гордумы Новочеркасска Андрей Карабедов. По его словам, только за год фиксируют более 100 случаев.
— Жалобы поступают практически ежедневно. За год сотни случаев [нападения собак на людей] — это только зафиксированные случаи. Вообще в Новочеркасске летальные случаи были. Несколько лет назад такой случай был, ребенок погиб, — рассказал Карабедов.
По закону усыплять бездомных собак нельзя, поэтому их ловят, стерилизуют, а затем отпускают обратно. Но такой механизм, объясняет Карабедов, не работает — собака продолжает нападать на людей.
— Должен быть какой-то алгоритм. Поймали, стерилизовали, подлечили. Где-то должен быть сайт, на котором собаки должны быть выставлены, чтобы людям дали возможность взять себе животное. Обратно ее нельзя возвращать, — считает Карабедов. — Мало того, что она опасность для людей представляет. На самом деле ни одна собака нормально жизнь на улице не заканчивает. Она либо попадает под колеса, либо ее травят, либо ее сгрызают другие собаки, либо убивают люди, либо она с голода умирает, от болезни. Нет таких собак, которые умерли, потому что возраст подошел. Поэтому гуманнее было бы их усыплять.
Но усыпление бездомных собак — крайняя и не единственная мера. В городе можно было бы открыть межмуниципальный приют для дворняг, куда бы свозили бездомных собак, считает Карабедов. Там бы их стерилизовали, лечили и содержали за региональный бюджет.
— Такой вариант есть, но он дорогой. На что пойдет наш регион, я не знаю. Муниципалитеты это сейчас сделать не смогут, это огромные деньги. Взять 3 тысячи собак и держать их до старости — это нереально, — считает Карабедов. — Есть приюты частные, которые зоозащитники держат. Но это не те масштабы. Кто-то 20, кто-то 30 собак держит.
По официальным данным от депЖКХ города, в Новочеркасске около 300 бродячих собак. На самом деле, их в разы больше, считает Карабедов. Только у него в округе сотня дворняг, а всего в городе 25 округов. Те цифры, что подаются вышестоящему начальству, лишь рисуют хорошую статистику вылова бездомных собак в Новочеркасске, говорит депутат.
— Если такие искаженные данные подавать в область, то это влияет на принятие решений. Одно дело 300 собак, и в бюджете заложено, что мы в этом году около 200 из них выловим, стерилизуем, подержим, полечим и отпустим уже с «серьгами» (имеется в виду специальная клипса на ухе животного, говорящая о том, что оно стерелизовано — Прим. ред.).
А если обратить внимание, что их реально три тысячи, а мы только 200 поймали, то статистика не очень.