В феврале в центре Батайска произошла массовая драка: компания подростков избила троих парней, с которыми они повздорили у супермаркета. Одному разбили голову камнем, второму выбили два зуба, третьему угрожали «розочкой». Есть заключения медиков о нанесении телесных повреждений, есть свидетели и записи с камер — нет только уголовного дела. Корреспондент 161.RU Диана Кулыгина рассказывает о любителях единоборств из Батайска, которым всё сходит с рук.
Имена участников драки изменены по просьбе родителей избитых, а также потому что многие упомянутые в публикации — несовершеннолетние. Редакция готова предоставить данные по запросу прокуратуры. Описание драки построено как на словах избитых, так и на данных из полицейских документов.
Праздник, обернувшийся бедой
11 февраля семья батайчанина Юрия отмечала день рождения младшей дочери. Пришли кумовья с сыном Богданом. Еще на празднике были сын Юрия Игорь с другом Глебом. Все трое парней — ровесники, им по 22 года. Около 10 вечера компания планировала разойтись, но в итоге решили еще посидеть. Игоря, Богдана и Глеба отправили в соседний «Магнит».
В магазин зашел только Игорь, Глеб и Богдан остались ждать на улице. Когда мимо них прошли двое подростков — 14-летний Антон и 16-летний Владимир, — то две компании зацепились взглядами.
— Ты че так косо смотришь? — спросил Антон.
— Ты смотришь, я тоже смотрю, — ответил Богдан.
Подошел еще один парень — 19-летний Никита, друг проходивших мимо подростков.
— Лучше уходите отсюда, или мы вам разобьем [лица], — припугнул он.
— А за что? — спросил Богдан.
Из магазина вышел Игорь. Увидев, что завязывается потасовка, он поинтересовался, что произошло. Обстановка всё накалялась, подростки начали кому-то звонить. Через несколько минут к ним подтянулась подмога из ближайшего «Бургер Кинга» — несколько подростков, среди которых был 16-летний Кирилл.
— Я [трахал] твою маму, — сказал Игорю старший из окружившей парней компании. Игорь не придумал ничего лучше, чем ответить аналогично.
Тогда подоспевший из «Бургер Кинга» Кирилл резко ударил Глеба в лицо, выбив тому два передних зуба. Парень рухнул на землю, ненадолго потеряв сознание. Когда очнулся и встал, на него налетели трое и несколько раз ударили по голове и телу. Богдан попытался остановить агрессивных подростков и попросил Кирилла успокоиться, но тот перекинул парня через себя и начал бить ногами. К Кириллу присоединились еще пять человек и уже толпой запинали лежащего Богдана.
Когда парень попытался встать, то почувствовал сильный удар по темени. Боковым зрением увидел, как Антон — самый молодой — отходит, выбрасывая из рук камень. Больше никого рядом не было. Игорь хотел подойти к другу, но его скрутили и начали избивать. 19-летний Никита разбил стеклянную бутылку и с «розочкой» пошел на Игоря со словами:
«Я тебе сейчас горло перережу, сука»
Драка постепенно переместилась во двор, и сестра Игоря увидела потасовку из окна. Она закричала, что брата избивают. Юрий, отец Богдана и матери двух подростков выбежали на улицу в чем были — и увидели детей в крови. С появлением взрослых нападавшие бросились врассыпную. Поймать удалось только Никиту — старшего из компании, что угрожал Игорю «розочкой». Родители вызвали скорую и полицию, но последняя так и не приехала.
Прождав на морозе около получаса, Юрий, отец Богдана и избитый Глеб пошли домой за куртками. Никиту остались держать Богдан и Игорь, рядом стояли их мамы. Заметив, что мужчины ушли, друзья «попавшегося» решили его отбить. Под видом любопытного прохожего один из них подошел к маме Игоря — мол, что случилось? А пока он отвлекал женщину, подбежавший Кирилл ударил Игоря. В суматохе Никита сбежал с места происшествия вместе с товарищами.
За дракой наблюдали несколько свидетелей. Один из них знал нападавших и показал их фотографии родителям избитых. По горячим следам написали заявление, и двоих нападавших в тот же вечер вызвали в отделение вместе с родителями.
Врачи диагностировали у Богдана открытую черепно-мозговую травму, ушибленную рану на темени. Его в ту же ночь прооперировали. Ему сломали нос и выбили зуб, Глебу также выбили 2 передних зуба. У всех трех парней выявили сотрясение мозга и положили в ЦГБ Батайска. Однако они не пролежали там и недели, как их собрались выписывать. Пострадавшего больше всех Богдана родители перевели долечиваться в областную больницу. В заключениях судебно-медицинского освидетельствования избитых врачи квалифицировали травмы как повреждения, причинившие легкий вред здоровью.
«Батайская ОПГ»
На следующий день после драки родители избитых дали объявление в местную газету «Батайское время» о поиске свидетелей. Откликнулись несколько человек и согласились дать показания. Юрий начал собственное расследование и стал собирать информацию об агрессивных подростках.
В компании нападавших около 15 человек из разных районов Батайска. Некоторые из подростков занимаются рукопашным боем и другими видами единоборств. Юрий рассказывает, что в шутку они называют себя ОПГ.
Компания часто проводит время в центре — на аллее по улице Кирова или в парке Ленина. Подростки облюбовали несколько точек общепита и кальянную, где время от времени дебоширят. В соседнем от того самого «Магнита» здании есть компьютерный клуб, где компания неоднократно отличалась. Администратор рассказал корреспонденту 161.RU, что подростки буянят в заведении — кричат, задирают других посетителей и устраивают бардак. Приструнить можно только с помощью охраны. Бывало, подростки отнимали деньги у школьников, и потом в клуб с жалобами приходили родители.
Нападавшие в показаниях уверяют, что это взрослые парни спровоцировали конфликт. Антон, которого Богдан считает тем, кто пробил ему голову, заявил, что ни кирпича, ни камня в руках не держал и якобы только всех разнимал. Двое подростков из тех, кого все-таки вызвали в полицию, медицинское обследование не проходили, а у третьего из нападавших каких-либо повреждений не обнаружили — в отличие от жертв.
Интересны и описания участников потасовки, зафиксированные в полицейских документах. «Взрослые» парни — с длинными волосами, кто-то с серьгой в ухе. Богдан занимается музыкальной карьерой, Руслан увлекается спортом, а Глеб — кандидат в мастера спорта по шахматам.
Подростки же сплошь «ведут здоровый образ жизни», один занимается рукопашным боем, второй — боями ММА. Все «молодые» говорят, что знакомы только с тем, кого опознали избитые, а остальные участники потасовки с их стороны — «незнакомые им лица». Просто решили вписаться, так сказать.
Среди свидетелей оказалась девушка Виктория, назвавшая именно «взрослых» — Игоря, Глеба и Богдана — зачинщиками драки. Но по словам отца одного из парней, Виктория не могла видеть начала потасовки — потому что была в «Бургер Кинге» вместе с Кириллом и другим подростками, бросившимися «помогать» своим товарищам, зацепившимся взглядами и языками с пришедшими в «Магнит» парнями. На камере наблюдения возле «Бургер Кинга» видно, как Виктория бежит вместе с нападавшими на драку, пояснил отец Игоря Юрий.
Виктория утверждает, что ждала в «Бургер Кинге» такси, когда увидела скопление людей возле «Магнита», и решила посмотреть. Кто кого бил, девушка не запомнила. При этом другие свидетели видели, как Виктория снимала драку на телефон. Но в своих показаниях она пояснила, что телефон якобы был разряжен, и она делала вид, что снимает, чтобы припугнуть дерущихся.
«Ввиду удаленности камер видеонаблюдения и темного времени суток не представляется возможным определить полную картину события и установить, кто кому конкретно из участвующих лиц начал причинять телесные повреждения», — отмечено в постановлении полиции.
Несостыковки в деле
Трое избитых батайчан заявили в полицию в тот же вечер. Спустя несколько дней парней начали опрашивать сотрудники батайского отдела по делам несовершеннолетних (ОПДН). При этом, если судить по постановлению, с которым ознакомился корреспондент 161.RU, кажется, что полицейские собирали фактуру неохотно — часть показаний приобщена только по ходатайствам адвокатов.
Всю вторую половину февраля и весь март избитым кажется, что расследование никак не двигается, и один из батайчан 23 марта подает жалобу на бездействие полиции. В районной прокуратуре удовлетворить жалобу отказываются, ведь полицейские на самом деле не сидели сложа руки — выяснилось, что 9 марта инспектор отдела ПДН отказался возбудить уголовное дело, но прокурор не подписал постановление, признав решение инспектора незаконным. Обо всем этом избитые узнали только после обращения с жалобой.
23 апреля начальник отдела по делам несовершеннолетних Алексей Павленко подписал второе подряд постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по статье о хулиганстве. В документе указано, что «факт совершения грубого нарушения общественного порядка <...> никакими объективными данными не подтверждается».
При этом в полиции признали, что действия Антона, Кирилла, Владимира можно квалифицировать как причинение легкого вреда здоровью, но вот незадача, Антону нет 16 лет, а значит, привлечь его к ответственности по статье 115 УК невозможно. Признавая опасность действий 16-летних Кирилла и Владимира, капитан Павленко предлагает побитым парням подать иски о возмещении ущерба персонально к каждому подростку, ведь статья 115 УК предполагает «частное обвинение».
Полиция не нашла доказательств тому, что Антон ударил Богдана камнем по голове. Это видел только Игорь — друг избитого, который является «заинтересованным лицом». Однако, по словам отца одного из избитых, посетитель компьютерного клуба, куда после драки забежали несколько подростков, слышал, как один из них спрашивал другого: «Зачем ты ударил кирпичом?» Но этого свидетеля полиция не опрашивала.
Кроме того, в отделе по делам несовершеннолетних не нашли доказательств, что один из «молодых» сделал из бутылки «розочку» и угрожал своим противникам. Хотя это видели очевидцы, давшие показания. Капитан Павленко при этом сослался на видео с камеры наблюдения у «Бургер Кинга» — якобы на кадрах в руках подростков не видно ни камней, ни бутылок. Странность в том, поясняет отец одного из избитых Юрий, что начальник ОПДН сам пишет, что из-за темноты на видео с трудом видны даже люди, не говоря о мелких предметах. Кроме того, та камера смотрит прямо на аллею, а место драки находится в стороне.
— Он [Павленко] категорически не хочет выносить 213-ю статью, — считает Юрий. — Это же хулиганство, тут оно красным цветом: применение подручных средств — камень, разбитая бутылка. И самое главное — угроза убийством. [Никита] шел на него [Игоря], и свидетели это видели.
Судя по постановлению, с которым ознакомилась редакция, полиция в поисках записей с камер обращалась в «Магнит», расположенный напротив него «Кари» и «Бургер Кинг». Сотрудники ОПДН ограничились этими точками. Вместо правоохранителей поиском камер занялся корреспондент 161.RU и нашел — прямо напротив места драки в детском магазине «Мам, купи!» Его хозяйка рассказала, что объектив камеры перекрыли 2 дерева, но она все-таки частично сняла потасовку. На видео, по ее словам, можно было разобрать, как кто-то падает на землю и после толпа разбегается. При этом полицейские к ней не обращались, поэтому в магазине не стали сохранять записи за тот вечер.
Юрий считает, что капитан Павленко защищает подростков, избивших его сына. Он вспоминает, что после его слов, что Антон ударил Богдана камнем по голове, капитан отрезал — нет, Антон никого не бил, а, наоборот, разнимал дерущихся.
— Я не сообразил ему сказать: «Вы там что, были? Или вы экстрасенс?» — вспоминает батайчанин. — И потом, когда я с ним поспорил на повышенных тонах, сразу понял, что он их защищает. Причем конкретно защищает, как адвокат.
17 мая городская прокуратура Батайска во второй раз подряд признала незаконным отказ возбудить уголовное дело, подписанный капитаном Павленко и заверенный врио начальника батайской полиции подполковником Завацким. Впрочем, полицейские не смутились и уже 29 мая приняли третье постановление об отказе в возбуждении дела.
С драки прошло почти пять месяцев, но батайская полиция до сих пор даже не установила всех причастных к драке и из 5 найденных свидетелей опросила лишь двоих. При этом родители избитых парней называют имена шести подозреваемых, личность которых установили сами.
Юрий рассказал, что спустя несколько недель после драки Глеб столкнулся с Кириллом — одним из подростков, которых все-таки вызвали на допрос. Тот якобы показал парню кулак со словами: «Это я тебе зубы выбил». И снова пригрозил Глебу, предупредив: «Если ты заявление не заберешь, я тебя опять [побью]».
При этом полицейские будто игнорируют тот факт, что на Игоря, Глеба и Богдана напали не только несовершеннолетние, привлечь из которых к уголовной ответственности можно лишь двоих, но и 19-летний Никита. Именно после его оскорблений начался конфликт, именно он угрожал парням разбитой бутылкой — об этом говорят все избитые. Вот только капитан Павленко в своем постановлении пишет, что «факт участия в данной конфликтной ситуации [Никиты], который является совершеннолетним лицом, никакими объективными данными не подтверждается».
— Полиция в отказном письме написала, что его там якобы не было. А как его не было, если мы его сами держали? — удивляется Юрий. — Свидетели видели, как он шел с «розочкой» на моего сына.
Никита засветился и на камере наблюдения ломбарда, когда его держали Игорь и Богдан, дожидаясь полицию. Большинства участников драки на видео нет — к тому моменту они разбежались. Их было около 10 человек. Странно, но запись с этой камеры к материалам не приобщали, хотя отец Игоря, Юрий, показывал видео капитану Павленко.
29 мая батайская полиция в третий раз отказалась возбуждать уголовное дело, и избитые решили обратиться сразу в областную прокуратуру, если уж решения городской не действуют на сотрудников МВД. Но та спустила дело обратно в батайскую прокуратуру на пересмотр. Родители избитых подозревают, что ничем положительным это не закончится и дело будут «перекидывать» от ведомства к ведомству.