Тема ЖКХ в рейтинге злободневных проблем стоит на первом месте. И причина не только в растущих тарифах. В квитанциях, которые получают жильцы, зачастую появляются суммы, понять происхождение которых обывателю довольно сложно. Министр жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сергей Сидаш рассказал об изменениях в законодательстве, а также о том, как поступить жильцам, чтобы не попасть впросак.
– У многих жителей возникают сомнения относительно объективности счетов за коммуналку. В чем причина?
– Об отношении жителей свидетельствует содержание приходящих к нам писем. В 2010 году из 2750 обращений с жалобами на ЖКХ от ростовчан в 1227 говорилось о неправильном начислении коммунальных платежей. Из них 480 подтвердились. Статистика вызывает тревогу, ведь речь идет даже не о качестве содержания жилья, а об откровенных обманах.
Как показали результаты проверок управляющих компаний, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются даже несуществующие в здании помещения: лифты, колясочные, встроенные гаражи, трансформаторные подстанции. Мы обязали устранить выявленные нарушения, привлекли ряд руководителей к ответственности.
– Наверное, одними карательными мерами порядок навести невозможно. В чем первопричина проблемы?
– В заработавших реформистских процессах. Реорганизованную из ЖЭКа частную управляющую компанию никто не дотирует, она существует за счет средств граждан – тарифа на содержание и ремонт жилья. Одновременно она должна собирать с собственников платежи за коммунальные услуги: потребляемые домом воду, тепло, электроэнергию – и расплачиваться с поставщиками.
В рыночных условиях убыточно содержать многие проблемные дома. Кроме того, как показывают результаты проверок монополистов, последние зачастую навязывают заранее невыгодные договоры на поставку коммунальных ресурсов. Поэтому у нечистых на руку управляющих организаций и появляется соблазн покрывать свои убытки за счет обмана.
– Участившиеся факты обсчета в ЖКХ происходят не от хорошей жизни?
– Я не хочу кого-либо оправдывать, но получается замкнутый круг. Ряд управляющих компаний не может эффективно работать. Если же мы их прогоним, где альтернатива?
В отличие от индивидуального домовладения собственными руками обслуживать многоэтажку проблематично. К третьему варианту – организовать товарищество собственников жилья – большинство собственников пока также не готово. ТСЖ созданы примерно в каждом десятом многоквартирном доме, хотя мы их приветствуем и поддерживаем.
– От собственников что-то зависит?
– Лучший вариант борьбы с обманом – установить счетчики, причем, не только поквартирные, но и общедомовые. Всем станет видно, какие объемы коммунальных услуг потребил тот или иной жилец и весь дом. В прежние годы многих смущала стоимость оборудования. Но сейчас мы внедрили в Ростовской области разработанную совместно с частными фирмами и банком схему установки всех видов узлов учета в кредит.
Наш вариант позволяет минимизировать финансовую нагрузку на собственника, растянув оплату на пять лет. В результате во многих домах можно добиться дополнительной экономии, бережно относясь к коммунальным ресурсам.
– А как быть с тем, что многие собственники не хотят устанавливать счетчики, поскольку в результате как раз и окажутся вынужденными компенсировать внутридомовые потери?
– Так было совсем недавно. Не имея общего счетчика, собственники не оплачивали внутридомовой расход энергоресурсов. Если же в доме был общий узел учета, жильцы, не установившие поквартирного оборудования, платили по нормативу, а компенсация перерасхода ложилась на плечи тех, кто внедрил приборы в своем жилом помещении. Но в июне в федеральное законодательство внесены поправки, в соответствии с которыми изменена формула начисления оплаты жильцам по нормативу, – теперь они тоже несут расходы на общедомовые потери.
Счетчики, подлежащие обязательной установке в многоквартирных домах:
К 1 июля 2012 года:
• общедомовые узлы учета на холодную воду, тепло и электроэнергию;
• поквартирные счетчики на холодную и горячую воду, электроэнергию.
К 1 января 2015 года:
• поквартирные счетчики на газ.
– Теперь за нормативом от ответственности за состояние общего имущества не спрячешься?
– Уже не выйдет. С конца года вступают в силу новые правила предоставления коммунальных услуг, по которым оплата за каждый энергоресурс и владельцам счетчиков, и нормативщикам будет начисляться по двум статьям: на нужды квартиры и всего дома. А к 1 июлю 2012 года собственники жилья должны установить общедомовые и поквартирные приборы учета практически на все виды коммунальных услуг.
В противном случае их будут принудительным методом внедрять ресурсоснабжающие предприятия. Как свидетельствует уже имеющееся у нас обилие жалоб, расценки монополистов значительно превысят стоимость нашей услуги. Самых строптивых обяжут установить оборудование суды.
– Такова воля государства?
– Этого требует федеральный закон №261 «Об энергосбережении». Политику страны можно понять: жизнь без счетчиков вступает в противоречие с рыночной экономикой и толкает отрасль в пропасть. Кто как не жилец должен заплатить, например, за два ведра воды, израсходованных уборщицей на мытье подъезда, по которому он сам же и ходит, или промывку инженерных систем.
Я думаю, со временем потребители сами придут к необходимости внедрения оборудования. Хотя можно понять и собственников домов с коммуникациями, похожими на решето, где зачастую на общие нужды расходуется больше средств, чем на нужды квартиры.
– Счетчик – лишь градусник, который все же не лечит, а только устанавливает температуру больного?
– Не совсем, поскольку даже в столь плачевной ситуации речь можно вести лишь о примитивной, сиюминутной выгоде. Если же мыслить стратегически, оборудование позволит выявить самые слабые энергорасточительные места, на которые следует обратить внимание в первую очередь, укажет, где, возможно, разворовывается энергоресурс, с чем также должны бороться управляющие компании.
Общедомовой узел учета решит и ряд вопросов между управляющей компанией и монополистом. Ресурсоснабжающие организации уже не смогут брать больше средств за коммуналку, чем реально потребляет многоквартирный дом. И окажутся вынужденными ликвидировать потери на собственных сетях, а не списывать их на управляющие организации, чтобы те, в свою очередь, сбрасывали свои убытки на плечи жильцов. А наша страна перестанет отапливать энергоресурсами атмосферу.
Что можно требовать от управляющей компании:
1. Обеспечения безопасного проживания.
2. Бесперебойного предоставления коммунальных услуг.
3. Регулярных общих осмотров общего имущества с устранением выявленных мелких неисправностей (текущий ремонт).
4. Подготовки дома к эксплуатации в осенне-зимний период.
5. Уборки и санитарно-гигиенической очистки мест общего пользования, уборки и благоустройства придомовой территории.
6. Обеспечения установки и последующей эксплуатации общедомовых приборов учета.
7. Выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
8. Заключения договора управления многоквартирным домом в соответствии с действующим законодательством.
9. Заключения договора поставки энергоресурсов в дом.
10. Принятия и утверждения на общем собрании плана текущего ремонта многоквартирного дома на предстоящий финансовый год (несколько лет).
11. Предоставления отчета о выполнении плана текущего ремонта и перечня работ по управлению многоквартирным домом.
12. Раскрытия информации о деятельности управляющей организации в соответствии с установленным стандартом.
– Низкое качество содержания домов также во многом объясняется отсутствием счетчиков?
– Опираясь на их показания, можно составлять бизнес-план по наведению в доме порядка, в ряде случаев даже при безденежье. Суть идеи – управляющая компания выполняет текущий ремонт, расходы жильцов на содержание жилья возрастают, но зато они получают экономию за счет снижения перерасхода коммунальных ресурсов.
Эксплуатация многих домов ограничивается лишь аварийным обслуживанием: представители управляющей компании приходят на объект, когда здесь что-то рвется, течет или ломается. Между тем, они должны выполнять намного больше, например, проводить регулярные осмотры от кровли до подвала – с последующим устранением выявленных дефектов.
– Но хватит ли профессионализма на столь гибкую политику?
– Выхода нет. Бездумное повышение тарифов или обман – путь в никуда, к разорению. Платежеспособность многих жильцов на пределе, резко повысив стоимость коммуналки мы рискуем получить пропорциональный прирост задолжников. Обманывая жильцов, управляющая компания пилит сук, на котором сама же и восседает, разваливает собственный бизнес.
– Что в таком случае делать?
Необходимо перестраиваться, идти к жильцам, вести переговоры, разъяснительную работу. Объяснить, что одновременно прекратится и разрушение дома, что лучше все-таки вложить деньги в ремонт, чем в дальнейшем решать проблемы аварийного жилья.
Главное – с чего-то начать и остановить процесс разрушения. При ограниченных финансовых возможностях график устранения неисправностей можно растянуть на несколько лет. И обязательно использовать в качестве дополнительного стимула сокращающиеся расходы на коммуналку. Если чуждое пока многим слово «энергосбережение» может вызвать неприятие, то просто тот же ремонт в подъездах у нас любят и охотнее профинансируют.
– Получается, чем хуже дом, тем дороже его эксплуатация?
– Во многом, да. Еще одна причина низкокачественного содержания жилья – отсутствие договорных отношений между собственниками и управляющими компаниями. Ведь каждый дом уникален. Необходимо совместно составить смету, график устранения всех неисправностей и подписать соответствующий договор на управление многоквартирным домом. Но, похоже, в ближайшие время существующие нравы начнут меняться.
– Почему?
– «Закон об энергосбережении» обязывает управляющие компании снижать потребление энергоресурсов. А в проблемных домах первоочередные мероприятия заключаются преимущественно в выполнении текущего или капитального ремонта: необходимо просто заделывать трещины в стенах, менять окна и текущие коммуникации в подъездах, старую расточительную электропроводку.
– Будут ли собственники получать поддержку от государства как раньше?
– Основным источником финансирования капремонта выступал государственный Фонд содействия реформированию ЖКХ. Он продолжит свою работу до 2013 года, но уже сейчас суммы, выделяемые им на капремонт, существенно сократились в сравнении с прежними временами. Поэтому по инициативе и поддержке губернатора Ростовской области Василия Голубева в Ростовской области утверждена долгосрочная целевая программа: «Развитие жилищного хозяйства на территории Ростовской области на 2012-2015 годы».
В ближайшие три года из регионального источника планируется дополнительно инвестировать 4,4 миллиарда бюджетных рублей. Хотя мы частично пересмотрим правила игры. Например, в губернаторской программе смогут участвовать проблемные многоквартирные дома, требующие больших затрат, с износом 50-70%. Кроме того, возможно, изменятся пропорции долевого софинансирования собственников, ныне составляющие лишь 5% от сметной стоимости работ.
– Вы верите в успешное завершение реформы?
– Надеюсь, пройдет 5-10 лет и мы забудем крик души: какие плохие у нас управляющие компании. Мы сделаем все возможное, чтобы этот важный и социально значимый бизнес развивался, приносил пользу людям.
Мария СЕНЧУКОВА