Согласно опросам, 69% людей боятся онкологических заболеваний. Как справиться с паникой, получить бесплатную медицинскую помощь и жить полноценной жизнью, несмотря на диагноз? На эти и другие вопросы ответили специалисты «АльфаСтрахование — ОМС».
Онкология — это приговор?
Прогноз при онкологическом заболевании зависит от вида злокачественного новообразования, его локализации и стадии процесса. Врачи измеряют прогноз пятилетней ремиссией: если в течение пяти лет после лечения болезнь не вернулась, то риски рецидива для пациента — не выше, чем у его сверстников, никогда не болевших раком.
При лечение новообразования на ранних стадиях пятилетняя ремиссия наступает у большинства пациентов. Однако с течением болезни первоначальный очаг может разрастись, а затем появляются метастазы, и бороться с заболеванием становится труднее.
Лечение представляет собой оперативное вмешательство, лекарственную (химио-, гормональную) терапию или радиотерапию.
Чем раньше обнаружено заболевание и начато лечение, тем лучше прогноз. Именно поэтому так важно регулярно наблюдаться у врача, проходить профилактические осмотры и диспансеризацию.
В 2019 году Минздрав запустил национальный проект «Здравоохранение», в котором важное место занимают профилактика, диагностика и лечение онкологических заболеваний. Многие центры получили современное оборудование, в научных институтах открылись референс-лаборатории для уточнения диагнозов без присутствия больного: лечащий врач может направить туда медицинскую документацию пациента из любого населённого пункта.
Если вылечиться на ранних стадиях не так сложно, почему все так боятся онкологии?
Это канцерофобия — страх заболеть онкологическим заболеванием. Люди переживают из-за возможной потери привычного внешнего облика и образа жизни. Также пугает отсутствие симптомов на ранней стадии.
Психологи рекомендуют онкологическим больным найти «группу поддержки» — собрать вокруг себя близких людей или познакомиться с другими больными, например, через волонтёрские организации.
Как ставят диагноз «онкология»?
Диагноз устанавливается с учетом клинической картины, инструментальных и лабораторных исследований. Обычно диагностика начинается с кабинета врача-специалиста в поликлинике: он собирает анамнез и направляет на обследование.
Все нужные для установления диагноза исследования входят в программу ОМС (полный перечень в каждом конкретном случае определяет лечащий врач). Среди них анализы крови, анализы мочи, эндоскопия, МРТ, КТ, УЗИ, взятие образцов тканей и их гистологическое и цитологическое исследование и пр.
При подозрении на злокачественное новообразование пациента направляют из поликлиники в первичный онкологический центр, центр амбулаторной онкологической помощи или онкологический диспансер. Дальше с больным работает онколог.
Можно ли пройти все обследования быстро?
В случае с онкологией медлить очень опасно, поэтому в 2020 году Минздрав сократил предельные сроки проведения диагностики и лечения для пациентов с подозрением на онкологические заболевания.
С диагностикой понятно. А что с лечением?
В зависимости от стадии заболевания пациентам показаны разные виды лечения. Решение о назначении того или иного лечения принимает онкоконсилиум, состоящий минимум из трех врачей-онкологов различной специализации, радиотерапевта, хирурга и химиотерапевта.
На ранних стадиях лечение, как правило, ограничивается удалением очага заболевания с помощью хирургического или радиохирургического вмешательства. Если болезнь распространилась дальше, пациентам назначают комплексную терапию. Начать лечение должны не позднее 14 дней с момента установления точного онкологического диагноза.
Все виды онкологической помощи, в том числе высокотехнологичная помощь (ВМП), которая использует инновационные и ресурсоёмкие технологии, входят в программу обязательного медицинского страхования, а значит, бесплатны для застрахованных по ОМС.
Решение об оказании ВМП принимает врачебная комиссия медицинского учреждения: если комиссия сочтёт, что высокотехнологичное лечение необходимо, пациента госпитализируют и окажут помощь бесплатно.
После проведения необходимого лечения пациента направят на диспансерное наблюдение. Там предложат методы реабилитации и пригласят на следующее профилактическое исследование — как правило, 1–4 раза в год как минимум в течение последующих 5 лет.
В теории звучит хорошо. А если в моём городе реальная очередь к онкологу — два месяца? Или онколога вообще нет…
Чтобы защитить свои права на своевременную медицинскую помощь, важно обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую полис ОМС, в самом начале прохождения диагностики.
Если положенные по закону сроки нарушены, страховые представители сами свяжутся с медицинской организацией и добьются своевременного приёма. В случаях, когда это невозможно, пациенту организуют консультацию в другой больнице — например, в районном центре.
— Другое направление помощи онкобольным — онкомониторинг, который проводят страховые медицинские организации. Часто диагноз «онкология» дезориентирует пациентов. Страх заставляет откладывать поход к врачу, не следить за сроками лечения, отказаться от рекомендаций врача. Страховые представители сами связываются с такими пациентами и следят за ходом их диагностики и лечения: рассказывают о вариантах действий, помогают собрать документы, поддерживают консультационно, юридически и, что немаловажно в случае тяжелого диагноза, психологически, — комментирует кандидат медицинских наук, заместитель руководителя дирекции медицинской экспертизы «АльфаСтрахование — ОМС» Сергей Шкитин.
Всем, кто столкнулся с подозрением на онкологическое заболевание, нужно обратиться к врачу и позвонить по номеру горячей линии страховой медицинской организации, выдавшей полис ОМС.
Общество с ограниченной ответственностью «АльфаСтрахование — ОМС».