Число заболевших коронавирусом в Ростовской области превысило две тысячи. На передовой с болезнью сражаются не только опытные врачи, но и студенты.
161.RU поговорил с учащимся четвертого курса ростовского медицинского университета Микаэлом Габызовым, который работает в инфекционном отделении ЦГБ, где лежат люди с COVID-19. Он рассказал, что такое «красная зона», сколько весит защитный костюм и боится ли он сам заразиться коронавирусом.
Из травматологии — в инфекционку
В медицину пошел, так как у меня прабабушка работала педиатром. Мне всегда хотелось узнать о человеке больше, узнать, как работает его организм. Морально, конечно, не все могут осилить эту профессию, но у меня пока получается. По окончании обучения хочу уйти в хирургическую специальность.
Сейчас в университете учимся удаленно. Занятия в основном совпадают со сменами, но никакой речи о послаблениях в учебе и быть не может. Это медицина, сейчас ты что-то пропустил, а как потом лечить людей будешь? Наверстываю уже после смены. Но зато я не буду проходить летнюю практику, так как, по сути, этим занимаюсь уже сейчас.
В ЦГБ на добровольных началах я работаю с первого курса. До коронавируса я более трех лет работал в приемном отделении травматологии.
«Красная» и «зеленая» зоны
Когда началась пандемия и наше отделение стало моногоспиталем № 2, с нами провели инструктаж. Затем его повторяли, когда выходили новые рекомендации ВОЗ и Минздрава. Нас обучали надевать и снимать костюмы, забирать кровь вакутейнерами (одноразовое приспособление для забора проб венозной крови. — Прим. ред.), брать мазок, делать кардиограмму. Я пока работаю санитаром, но у меня есть сертификат медбрата. Работу выполняю разную: захожу в грязную зону, убираю и дезинфицирую все отделение, собираю мусор для утилизации, отношу в лабораторию анализы, отвожу их в Роспотребнадзор.
«Красная зона» — опасное место, очаг заболевания, так как там лежат больные коронавирусом. В этом месте нужно соблюдать все меры предосторожности. Никто посторонний туда зайти не может, моногоспиталь даже охраняет полиция.
Смена у нас длится сутки — заступаем в 8 утра. На 20 пациентов по норме должен быть один врач. В «красной зоне» мы находимся шесть часов, но заход может затянуться, если будет много новых больных. На выходе из нее нужно правильно раздеваться, обрабатывая себя и все вокруг. Костюм остается в грязном — тоже «красном» — шлюзе, после него ты попадаешь в «желтый». Он тоже обрабатывается. Туда мы попадаем в так называемых пижамах. Там мы принимаем душ и только после этого выходим в «зелёную зону».
В «красной зоне» медик в среднем проводит 12 часов за смену. У тебя есть шесть часов на работу, шесть часов на отдых. У меня организм молодой и пока справляется с нагрузками. На смене не привык спать. Могу 15 минут полежать и дальше пойти на работу. Если ты не хочешь отдыхать, то заставлять тебя никто не будет.
На смену, кстати, нас могут вызвать в любой момент, даже ночью. Такова уж специфика профессии врача.
Наши одноразовые костюмы почти невесомы — максимум грамм 500, точнее не скажу. Перед входом в зону ты надеваешь его, очки, респиратор и перчатки. Все тщательно проклеивается, чтобы не заразиться, так как вирус в основном передается воздушно-капельным и контактным путем. Многоразовые костюмы, конечно, имеют другой вес. После снятия они сдаются для специальной обработки.
В отделении у меня нет наставника как такого. Все врачи, которые там работают, прекрасно относятся ко мне и другим сотрудникам. Они всегда объясняют, помогают, делятся своим опытом. У нас прекрасный коллектив. Там, конечно, не до веселья, но в нашей профессии падать духом нельзя.
О коронавирусе и его симптомах
Если честно, то у меня есть небольшая боязнь заразиться. Я понимаю, что врач не должен бояться, но все мы люди. Чтобы не допустить заражения, я соблюдаю все меры предосторожности.
Каких-то особенных симптомов у больных коронавирусом в Ростове нет. Они такие же, как и во всем мире. Самый главный симптом — потеря обоняния и вкуса. Вирус начинается бессимптомно, но дальше он все равно дает о себе знать. Появляются усталость, слабость, кашель, боли в конечностях, мышцах. Нельзя переболеть коронавирусом так, чтобы не было никаких признаков. Период проявления коронавируса — 4–14 дней.
Пациенты ведут себя по-разному: кто-то паникует, а потом успокаивается, кто-то изначально спокоен. Все люди разные.
Телефоны у пациентов не забирают. У них есть связь со своими семьями. В реанимацию, конечно, с телефонами нельзя, но там и не до них. Больным в более легкой форме передают через шлюзы даже передачи от родственников.
О тестах на коронавирус и защите от него
В больнице тесты берутся на первые, десятые и двенадцатые сутки, чтобы видеть динамику. Четвертый тест делают только тогда, когда у человека третий был положительным или в качестве закрепляющего.
По моему мнению, платные тесты могут сделать люди для личной психотерапии, если они сильно мнительные или с повышенной тревожностью.
Чтобы не подцепить вирус по дороге домой, нужно придерживаться всех норм — соблюдать масочный режим, носить перчатки, обрабатывать руки спиртовыми салфетками раз в 30 минут, носить очки. Если все соблюдено, то вероятность заражения не очень большая. Нельзя забывать и о социальной дистанции в 1,5–2 м.
В маске лучше находиться и на улице, а не только в помещении. Обычную медицинскую лучше менять раз в 2 часа. Если находитесь в большом скоплении людей, то лучше раз в час.