По данным ВОЗ, к 2050 году не останется антибиотиков для лечения распространенных бактериальных инфекций. Они снова станут опасными для жизни человека, что отбросит нас назад к ситуации, которая существовала до открытия антибиотиков.
Почему возвращение в каменный век снова стало возможным? Все дело в том, что человечество неправильно применяет антибиотики, позволяя бактериям вырабатывать резистентность к лекарствам. А тем временем за последние 25 лет не было открыто ни одного нового класса антибактериальных препаратов.
Согласно инструкции
С того момента, как бактериальная инфекция была побеждена, человечество очень быстро привыкло к антибиотикам. Это привело к необдуманному их употреблению, то есть в тех случаях, когда данные препараты неэффективны. Например, антибиотики люди часто принимают во время острых респираторных заболеваний, и это в корне неверно, потому что девять из десяти случаев ОРЗ вызваны вирусными инфекциями, а вовсе не бактериальными. Антибиотики показаны только при наличии бактериальной инфекции, потому что на вирусы они просто не действуют.
Также многие по совету подруги, соседки, незнакомца с форума самостоятельно назначают себе те или иные антибактериальные препараты. Делать это категорически нельзя.
«Современная фармакология располагает большим выбором лекарств самого разного спектра действия: при заболеваниях почек наиболее эффективными оказываются одни антибиотики, при патологиях бронхолегочной системы – другая группа антибиотиков, а при некоторых болезнях показаны сочетания антибактериальных препаратов, – поясняет врач-терапевт Елена Зайкова. – Бездумное применение антибиотиков ведет к тому, что они впоследствии перестают работать, потому что бактерии, живущие в нашем организме, вырабатывают резистенцию к ним, и тогда, когда это действительно нужно, препараты не оказывают воздействия».
Казалось бы, ничего страшного в этом нет: не поможет один препарат – можно купить другой, однако проблема бездумного применения антибиотиков принимает настолько глобальные масштабы, что Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу: все больше бактерий становятся устойчивыми к антибиотикам. И речь идет не об одном отдельно взятом человеке, в организме которого развивается агрессивная микрофлора, а обо всем человечестве. Ежегодно устойчивыми штаммами бактерий инфицируются около 400 тысяч человек, каждый пятнадцатый из них умирает.
Особую тревогу вызывают такие заболевания, как пневмония и туберкулез, а также внутрибольничные инфекции, которые присутствуют в каждом лечебном заведении. При этом в каждой больнице есть бактериолог и клинический фармаколог, которые следят за так называемым микробным пейзажем, то есть за тем, где и какие возбудители превалируют, чтобы вовремя предотвратить угрозу. Особенно это актуально для реанимаций и отделений общей терапии, где находятся тяжелые больные.
Однако до сих пор не существует и не ожидается появления новых антибактериальных препаратов. Это означает, что может наступить момент, когда бактерии таки возьмут верх над человечеством. И мы снова вернемся в тот мир, где небольшая рана на ноге могла привести к гангрене или сепсису.
Строго по часам
Другая распространенная причина, по которой антибиотики сдают позиции в войне с бактериями – это нарушение цикла их приема. Люди часто самовольно отменяют лекарство или применяют его нерегулярно, от случая к случаю, что дает бактериям время адаптироваться к препарату. Следовательно, с каждым последующим приемом антибиотик становится менее эффективным.
Такая тенденция особенно ярко прослеживается в лечении туберкулеза. Сегодня в мире появляется все больше и больше агрессивных форм данного заболевания, которые устойчивы к антибиотикам. Это приводит к тому, что человеку вместо стандартных четырех препаратов приходится пить по семь–восемь лекарств. По данным минздрава, в 2012 году цифра выявленных лекарственно устойчивых форм туберкулеза увеличилась в два раза. «И причина такого роста кроется в тех людях, которые самовольно отменяют прием антибиотиков, позволяя палочке Коха вырабатывать резистентность к препаратам», – подчеркивает врач-фтизиатр Марина Лехляйдер.
В случае с туберкулезом это особенно актуальная проблема, потому что палочкой Коха, по статистике, заражен каждый третий житель планеты, а развивается заболевание у каждого десятого.
Однако при других заболеваниях ситуация обстоит точно таким же образом. Часто больные, едва почувствовав улучшение после приема антибиотиков, перестают пить лекарство. «Важно понимать, что недолеченная инфекция продолжает свою жизнедеятельность в организме, переходит из одной формы в другую, например из споры в цисту, тем самым продолжая поражать орган или ткань, – напоминает Елена Зайкова. – Особенно часто это встречается у больных пиелонефритом, циститом и прочими воспалениями органов мочевыделительной системы».
Антибиотики сейчас используются не только в лечении воспалительных процессов, но и для эрадикации. Например, при лечении язвенной болезни желудка, которая вызывается бактериями хеликобактер пилори. Они внедряются в слизистую оболочку желудка и вызывают воспаление, на месте которого и образуется язва. «При лечении язвенной болезни в стандартах обязательно указано применение антибактериального препарата в течение 10–14 дней, в зависимости от тяжести состояния, – продолжает Елена Николаевна. – Через три месяца нужно обязательно сделать контрольный анализ, чтобы посмотреть, сработал ли антибактериальный препарат должным образом». Если препарат сработал и возбудитель на выявлен, то значит и язва не будет рецидивировать. Кроме того, это снижает риск развития онкологических заболеваний желудка.
Но если больной самовольно отменяет лекарство или нарушает курс приема, то бактерии подстраиваются под антибиотик, учатся сопротивляться ему, и когда в следующий раз у пациента возникнет приступ язвы, данные лекарства не подействуют. Придется назначать курс из трех–четырех препаратов, более агрессивных. Это, конечно, дополнительная нагрузка на организм, в частности на печень или почки.
Впрочем, бездумное назначение препарата, как и его отмена, так же дает бактериям шанс выжить. «Есть антибиотики широкого спектра действия, а есть направленного, то есть такие препараты, которые действуют на возбудитель, чаще всего встречающийся в той или иной области, например в легких или в почках, – уточняет терапевт Эльвира Терешенко. – Поэтому только врач должен назначать те или иные препараты, исходя из результатов анализов и общего соматического состояния больного».
При этом время приема лекарства тоже влияет на результат лечения. Поскольку наш организм является системой, то наиболее эффективным будет то лечение, которое тоже выстроено по системе. «Антибиотики лучше принимать ежедневно в одно и то же время, поскольку у бактерий тоже есть пики активности, зависящие от работы организма, – советует Эльвира Радиковна. – Время это лучше согласовать с врачом».
Получается, что человечество выиграло лишь второй тайм в противостоянии с бактериями, и вот наступил переломный момент, когда наши маленькие враги начинают постепенно брать верх. От нашей дисциплины теперь зависит, кто в итоге окажется победителем в этой войне миров.