Школы и детсады не в состоянии обеспечить детей качественной медпомощью, считают эксперты Общественной палаты РФ. Оснащение медпунктов образовательных организаций в большинстве своем устарело и не отвечает требованиям закона. Для исправления ситуация члены ОП предлагают ввести общественный контроль за порядком оказания медицинской помощи учащимся.
Новый порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним был принят Минздравом РФ в конце 2013 года. Документ подробно описывает оснащение медицинских кабинетов в детских образовательных учреждениях, а так же объем работы, который они должны выполнять. Но на практике большинство этих норм не выполняется.
«Есть профильный закон, постановление Правительства, есть все возможные программы и директивы, однако, по существу данные документы не работают», – считает председатель Комиссии ОП по социальной политике и качеству жизни Владимир Слепак.
Виновата во всем старая российская причина – отсутствие средств, которое тянет за собой остальные проблемы. Не хватает денег, соответственно нет достаточного количества специалистов, нет оборудования и так далее. Если в крупных городах картина еще более менее приемлемая, то в небольших муниципалитетах все очень печально.
«Школьные медпункты не предоставляют качественные услуги из-за устаревшей материально-технической базы, большой нагрузки на персонал, плохой информированности об изменениях в законодательстве, а подчас и низкой квалификации специалистов», – отметил директор по научной работе ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН Владислав Кучма.
Особенно тяжело теперь приходится центрам дополнительного образования, считают эксперты. Те из них, кто начал работать до 2013 года и оборудовал свои медицинские кабинета по старым стандартам сейчас могут остаться не у дел. Чтобы продолжить оказывать образовательные услуги, им придется либо полностью переоборудовать свои помещения, либо платить большие штрафы, за нарушение приказа Минздрава. Ни первый ни второй вариант для большинства из них не приемлем, так как требует значительных финансовых вливаний. В итоге, новые правила ставят под вопрос дальнейшее существование этих центров.
Руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений беспокоит другое. По их мнению, новый приказ Минздрава написан для столичных регионов – Москвы и Санкт-Петербурга и не учитывает потребностей мелких муниципальных образований.
«По новым стандартам один врач должен обслуживать 1000 школьников, раньше нагрузка была 1200 учащихся на одного врача, – рассказывает директор гимназии Фаина Верескова. – А теперь посмотрите сколько в среднем детей посещает одну школу. Даже в крупных городах с миллионным населением это не более 300-400 учеников. В сельских школах и того меньше – 100 учащихся это предел. Несложно посчитать сколько образовательных учреждений должен обслуживать доктор, чтобы получать зарплату на ставку. Естественно, что найти его на месте невозможно. Он постоянно должен куда-то спешить, бежать, из одной школы в другую, потом в третью, потом в детский сад и так далее. При той зарплате, которую они получают, никто на эту работу идти не хочет. Мы неоднократно обращались в Минздрав с этой проблемой, просили снизить нормативы нагрузки, но все безрезультатно».
Как пояснила собеседница, чаще всего ставки школьных врачей занимают медсестры и фельдшеры, закон этого не запрещает, но даже им частенько приходится трудиться в нескольких местах. В Общественной палате на эту проблему почему-то не обратили внимания и предлагают решать вопрос медобслуживания учащихся по своему. Эксперты уверены – улучшить ситуацию сможет только общественный контроль, с привлечением всех заинтересованных сторон.
«Все министерства и ведомства, которые за это отвечают, сама школа, учителя, директора, родительская общественность. Надо объединяться и всем вместе следить за качеством медицинского обслуживания. С выходом закона «Об общественном контроле» мы сможем реально что-то поменять», – подытожил г-дин Слепак.
Школьные врачи опасаются, что для них все это выльется в увеличение количества проверок, штрафов и бумажной работы. После чего большинство будет вынужденно перейдет на работу в другие места, либо вообще оставить медицинское поприще.