RU161
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Ростове-на-Дону

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

757мм 46%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Здоровье Постученический синдром

Постученический синдром

Считается, что наша школа, выпустившая в жизнь множе­ство талантов и героев, – это оплот гуманизма и нравствен­ности. В такой школе ребенок просто обязан быть счастлив, если только в нем самом нет ка­кого-то изъяна. И только по­пробуйте...

Считается, что наша школа, выпустившая в жизнь множе­ство талантов и героев, – это оплот гуманизма и нравствен­ности. В такой школе ребенок просто обязан быть счастлив, если только в нем самом нет ка­кого-то изъяна. И только по­пробуйте написать, даже подумать, будто это не так! Во всем виноваты родители и сам ребенок, которые вовремя не подготовились к школьной жизни. Но обвинять беззащитно­го – легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в себе силы сказать хоть слово в защи­ту наших детей.

Свет мой, зеркальце, скажи…

А это, оказывается, совсем непросто! Понаблюдайте за ма­мами и папами, приходящими в школу на родительское соб­рание. За школьными стенами это в большинстве своем впол­не уверенные в себе люди, пре­исполненные собственного до­стоинства. Но переступив школьный порог, почти все они втягивают головы в плечи и съеживаются, словно стара­ясь уменьшиться в размерах. Лица приобретают заискиваю­щее выражение. Любое слово классного руководителя встре­чается подобострастными кив­ками и поддакиванием. А если в адрес того или иного ребенка раздаются упреки, то не возни­кает и тени сомнения, что они обоснованы. «Разберем­ся, подтянем, образумим, нака­жем...» А дома дети с трепетом ждут возвращения мамы или папы. Они точно знают, что с ними действительно «разберутся». А начать «разборки» надо бы родителям и в самих себе.

Большинство родителей просто не способно отне­стись к школе, к учителям трезво и непредвзято. Этому мешает их собственный, усво­енный еще в детстве страх пе­ред школой, а также своеоб­разный комплекс неполно­ценности, от которого боль­шинство нормальных взрос­лых людей вполне свободно в любой сфере своей жизни, но который безотчетно просы­пается в школьных стенах. С первых дней ребенку в них отводится роль зависи­мого и подчиненного несмыш­леныша, обязанного беспреко­словно исполнять учительские требования. Учитель возведен на пьеде­стал, а ребенок, который проделывает в своем развитии огромный путь от наивного ди­тя до почти совершеннолетнего юноши, так и остается существом без права голоса.

Несмотря на все перемены в общественной жизни, российские школы остаются традиционно жест­кими авторитарными структурами, со строгими и не всегда понятны­ми порядками и запретами, с высокими требованиями к дис­циплине, а точнее – к повино­вению. Ребенку, попавшему во власть этой структуры, прихо­дится привыкать к ограниче­нию свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единст­венным, испытывать отноше­ние не всегда искреннее и спра­ведливое, а порой и недоброже­лательное. Кстати, именно пото­му воспитанники детского сада по сравнению с «домашними» детьми несколько легче адапти­руются к школе (независимо от своих умственных способно­стей), что уже немного привык­ли ко всем этим особенностям общественного воспитания.

Детский сад может хуже или лучше справляться с познава­тельным развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане враста­ния в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, что может шо­кировать в школе «домашнего» ребенка, для выпускника детско­го сада привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально закалился.

Могу – не могу

Первоклассник, особенно «домашний», реагирует на все эти трудности так, как реагиру­ет любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При этом надо помнить: шести-семилетний малыш еще не впол­не способен подыскать нуж­ные слова, чтобы выразить свои переживания. Он может не жаловаться на свои огорче­ния и тревоги, но об этом дос­таточно ясно сигнализируют изменения в его поведении. Если не в нашей власти решить все школьные проб­лемы, то убе­речь ребенка от утреннего стресса нам вполне по силам. Переход от сна к бодрствованию – дело тонкое, резкость здесь неуме­стна. Начните будить ре­бенка заранее, растянув этот процесс минут на десять. Избегайте резких тонов, лучше использовать начало дня для ласковых слов и выражений любви, чем для дрессировки.

Еще одна проблема – ран­ний завтрак, из-за которого возникают конфликты практически в любой семье. Мама убеж­дена, что недопустимо отпра­вить ребенка в школу голодным (а сама-то чаще всего ограни­чивается на завтрак чашкой чая с бутербродом!). В результате малыша кормят почти насиль­но. Пользы орга­низму это не приносит, а настроение портит безнадежно. Лучше предложить с утра не столько калорийную, сколько приятную еду, которую ребенок любит. Ну пусть порадуется! Душевное равновесие с утра го­раздо важнее ста калорий, кото­рые можно добрать и попозже.

В классе возникают проблемы посерьезнее. Школа требует от ученика полной пе­рестройки поведения, отказа от многих привычек. Если родителей умиляет детская непо­средственность, бойкость, весе­лость, особенно если ребенок в семье единственный, то оказавшись в школе, лю­бимец мамы и папы, бабушек и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти совсем других взрослых, кото­рые, похоже, вовсе не так его любят и уж точно не умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь вести себя надо совсем по-другому: соблю­дать дистанцию, не проявлять инициативу, а дожидаться, ко­гда тебя спросят, да и просто высиживать предписанное вре­мя, даже если тебе очень скуч­но. И ребенок отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает неловкости и ошибки. На ближайшем роди­тельском собрании его маме предстоит узнать, что он «неди­сциплинирован» и «недоста­точно старателен».

Зову тебя по имени

Чтобы облегчить жизнь себе и ребенку, стоит избавиться от тех иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам самим, дорогие родители, а теперь могут по­вредить и вашему ребенку. Нужно понять и принять, что учительница, сколь угодно ми­лая, видит вашего ребенка по-своему, учительским, а не материнским или отцовским взглядом. Поэтому быть «второй мамой» не может. И это первый миф, от которого надо избавиться. Роль матери учи­тельница пускай играет для соб­ственных детей, а для учеников она – учитель. Это совсем дру­гая роль, тоже весьма достой­ная, но другая. Миф второй: школа – второй дом. Все-таки дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим зако­нам, и законы родного дома в ней не действуют.

Хоро­ший учитель, как и хороший врач, стремится ученику не на­вредить, не сделать зла. Снабдить их знаниями, убе­речь от пороков – это да! А вот добро – это уже другая катего­рия, и это не всегда забота учи­теля. Поэтому миф о том, что учитель желает ребенку добра, так же отправляем в утиль.

Самый опасным можно признать утверждение, что учи­тель всегда прав. Встреча­ли ли вы хоть одного человека, который всегда был прав и никогда не ошибается, пол­ностью избавлен от недостат­ков, предрассудков и заблужде­ний? Таких непогрешимых людей не бывает, даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивиду­альные особенности и личные проблемы, а их печать неиз­бежно ложится на стиль его от­ношений с детьми.

Все вышесказанное не следует воспринимать как гневное об­личение школы. В конце кон­цов, все мы вынесли из школь­ных лет много приятных воспо­минаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намно­го больше, если бы с самого начала мы не смотрели на школу сквозь обманчивые розовые очки.

Марина ДОСТАВЕРОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем