С этой персоной ростовская пресса еще не знакома, зато хорошо знакома с Северо-Кавказским окружным военным судом. Впрочем, суд стал известен даже далеко за пределами России – сначала по громким уголовным делам военных преступников, затем, практически в последние два года, по делам о предательстве Родины и шпионаже в пользу другого государства.
– Михаил Юрьевич, новое лицо в судебной системе региона всегда представляет повышенный интерес со стороны населения. Расскажите немного о себе.
– В первую очередь хотелось бы поприветствовать вас и посетителей 161.ru. Родился я в 1963 году. После окончания школы в 1980 году поступил в Горьковское высшее зенитно-ракетное училище противовоздушной обороны в Нижнем Новгороде, после успешного окончания которого трудился на различных командных и политических должностях. С 1989 года являлся слушателем военно-юридического факультета Военного института МО РФ в Москве. За годы учебы я получил не только теоретические знания, но и приобрел настоящих друзей, а также познакомился с людьми, в дальнейшем с которыми не раз встречаюсь в профессиональной деятельности. С 1992 года началась моя практическая юридическая деятельность в военно-судебной системе. 16 лет проходил службу в Балашихинском гарнизонном военном суде, четыре из которых в должности председателя суда. В 2005 году назначен заместителем председателя Четвертого окружного военного суда, а спустя два года Указом президента Российской Федерации я был назначен председателем Западно-Сибирского окружного военного суда, дислоцированного в Новосибирске. 23 августа 2010 года в соответствии с Указом президента Российской Федерации №1030 я назначен председателем Северо-Кавказского окружного военного суда. Являюсь членом Президиума Совета Судей РФ. В 2001 году мне присвоена ученая степень кандидата юридических наук, а в 2004 году ученое звание – доцент. Женат, есть дочь – она выбрала юридическую специальность, окончила Российскую Академию правосудия, сейчас работает в судебной системе.
– В связи с изменением статуса и названия Северо-Кавказского военного округа на Южный военный округ, изменятся ли статус окружного военного суда, его задачи, структура?
– Новое военно-административное деление не затрагивает организационную структуру военных судов, поскольку она не связанна с организационной структурой обслуживающих войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Система военных судов состоит из девяти окружных и трех флотских военных судов, а также 119 гарнизонных военных судов, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. №345-ФЗ «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов» распространяют свою юрисдикцию на 12 военно-судебных округов, независимо от военно-административного деления Российской Федерации.
Поэтому вопросы статуса, задач, полномочий, структуры Северо-Кавказского окружного военного суда, как и всех иных военных судов, законодательно были определены, во многом по-новому в ходе судебной реформы, а не военной.
– Как вы относитесь к Федеральному Закону №262 и к информированию населения о судебной деятельности через СМИ, в частности через Интернет?
– В Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. выделены две задачи, разрешение которых требует комплексного научно-практического обеспечения. Это задачи: достижение открытости судебной системы и обеспечение роста доверия к правосудию. Ведь суды и средства массовой информации действуют в одном информационном пространстве, что обязывает вырабатывать соответствующие формы взаимодействия.
Гласный публичный суд, основанный на состязательном процессе, появился в эпоху Великих Реформ практически одновременно с журналистикой современного типа. И сегодня СМИ и суд являются неразрывно связанными социальными институтами. Можно сказать, что мы нуждаемся в информационном обеспечении и поддержке со стороны средств массовой информации. СМИ влияют на общественное мнение, воздействуют на правовую позицию граждан в оценках деятельности правоохранительных органов и судов по защите их прав и законных интересов, формируют правовую культуру населения. Закон о доступе к информации о деятельности судов предполагает новые способы доступа к информации о деятельности судов. Закон обязывает суды общей юрисдикции публиковать на своих порталах тексты принятых и вступивших в силу судебных решений. Я могу утверждать, что данный закон работает, граждане активно посещают официальные сайты судов, получают разнообразную справочную информацию. Об этом свидетельствует статистика посещаемости нашего сайта, за 9 месяцев 2010 года у нашего сайта 12 403 посетителя.
– Михаил Юрьевич, а что вы думаете об онлайн-приемных на сайтах судов. Насколько такая форма общения приемлема для военных судов и является ли она эффективной?
– У граждан появилась возможность обращаться в суды не только по средствам письменных запросов, но и в электронной форме. Рассмотрение судами общей юрисдикции обращений в электронной форме является одним из видов реализации ряда конституционных положений, а именно: право на информацию, права каждого на доступ к документу и материалам органов государственной власти, непосредственно затрагивающим его права и свободы.
Граждане могут задать интересующие их вопросы, касающиеся работы и осуществления правосудия судов общей юрисдикции, но необходимо отметить, что не все обращения принимаются к рассмотрению. Например, содержащие призывы к свержению существующего строя и разжиганию межнациональной розни, а также содержащие ненормативную лексику и оскорбительные высказывания не могут быть приняты к рассмотрению.
Я считаю, что раздел «Обращения граждан» является необходимым и полезным для граждан, а также одним из способов обеспечения доступа к информации о судах общей юрисдикции.
– Много ли в вашей практике судебных разбирательств по так называемой дедовщине?
– Армия, в которой сведены на нет правопорядок и воинская дисциплина, обречена на поражение. Примером тому является печальный опыт войск Российской империи в последние годы Первой мировой войны, в период произошедших одной за другой революций. Тогда отсутствие указанного основополагающего начала в войсках, четкой организации их действий во многом повлекли неудачи, ряд поражений российской армии на фронте. Поддержание воинской дисциплины на высоком уровне – это задача, в первую очередь, командиров, воинских начальников и органов военного управления, а также государственных органов, призванных способствовать укреплению правопорядка в войсках. К числу таких государственных структур относятся правоохранительные органы, в том числе, военные суды. Наиболее часто в судебной практике встречаются дела о следующих составах преступлений:
– нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненных (ст. 335 УК РФ). 2009 год – 294 рассмотренных дела;
– самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК РФ);2009 год – 1357 рассмотренных дела;
– превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ, относится к общеуголовным преступлениям, специализированного воинского состава такого преступления в современной УК РФ не предусмотрено). 2009 год – 212 рассмотренных дела
Военные суды наделены рядом полномочий по укреплению воинской дисциплины. Эффективность такой их деятельности зависит в том числе и от командиров, воинских начальников и органов военного управления, непосредственно заинтересованных в поддержании уставного порядка. Ведь именно к их компетенции относится инициирование указанных полномочий военных судов.
– Немного о личном. Как любите проводить свободное время?
– Руководящая должность – это большая ответственность и естественно каждодневный кропотливый труд, свободного времени остается немного, но провести его стараюсь с семьей. Необходимо общаться с родными, без этого полноценной жизни быть не может. В свободное время я стараюсь восстанавливать форму в спортивном зале, зимой предпочитаю горные лыжи, а летом – плавание и рыбалка.
– Какой совет вы можете дать начинающему военному судье?
– Начинающим судьям хотелось бы посоветовать неукоснительно соблюдать права военнослужащих и осуществлять государственный подход к выполнению поставленных задач. От всей души желаю им целеустремленности, бодрости духа и всецелого служения повышению авторитета судебной власти России.