
Впервые Андрей Байков приехал в Ростов 1854 году
При нем были завершены работы по созданию городского водопровода, появились тротуары и освещение улиц, публичная библиотека и биржа. В период его работы открыли Контору городского Общественного банка, сберегательную кассу, Ростовское на-Дону Общество Взаимного Кредита — на углу Николаевского переулка (сейчас улица Семашко) и Казанской улицы (сейчас улица Серафимовича), — Центральную телеграфную станцию, Общество взаимного страхования от огня имуществ. Как отмечают историки, Ростов до и после прихода Андрея Байкова — это два разных города. Одни современники им восхищались, другие — считали дельцом, которого стоит немедленно посадить за растраты.
В проекте «Ростов — это мы» рассказываем сегодня историю самого известного градоначальника южной столицы.
Сын профессора в южном захолустье
Сын профессора математики из Харькова был лучшим выпускником училища правоведения. О нем отзывались как о человеке умном и дальновидном. Впервые петербургский дворянин Андрей Байков очутился в Ростове в 1854 году. Несмотря на возраст, будущему градоначальнику на тот момент было 23, он уже занимал должность помощника юрисконсульта при департаменте юстиции и был женат на генерал-майорской дочери Прасковье Колодкиной. У семейной пары тогда уже родилась дочь Ольга.
Как описывают историки, Ростов, относившийся в те годы к Екатеринославской губернии, был цветущим городом, который в сезон дождей превращался в грязное захолустье. С тротуарами — была беда, как и с освещением (ранее местный губернатор отказался выдать кредиты на решение этой проблемы). При этом город считали перспективным, в первую очередь, с точки зрения развития торговли. Этому способствовало наличие железной дороги и удачное расположение. Добавим, что в 1850 году в Ростове проживали 11 тысяч жителей всех сословий, без учета «пришлых».
Во время первого визита Байков провел в Ростове меньше двух месяцев, однако успел за это время обзавестись полезными знакомствами. В числе новых приятелей оказался и отец известного писателя Павел Чехов. Найдя еще двух союзников, они решают создать компанию по снабжению русской армии продуктами питания. Доходы Павла Чехова на этом деле позволили ему перевестись в таганрогские купцы третьей, а в дальнейшем — и второй гильдии. О выгодах Байкова судить сложно, поскольку в скором времени он вновь отправился на Крымскую войну.
На Крымской войне Андрей Байков также сумел отличиться. Он был награжден двумя орденами и медалью.
«Сельский хозяин»
Второй раз Андрей Байков оказался в Ростове в 1857. После окончания войны вместе с пятью купцами будущий градоначальник открывает акционерное общество «Сельский хозяин». В планах — производить мясные консервы и поставлять их во Францию. Акции предприятия довольно быстро раскупили, что позволило приобрести оборудование и арендовать лавки для реализации продукции. Акционеры отмечали, что Байков всегда был весьма убедителен и харизматичен. Люди хотели вести с ним дела.
Слава об уверенных южных дельцах доходит даже до столицы. И известный публицист Николай Добролюбов посвящает предприимчивой команде фельетон «Материалы для нового сборника „Образцовых сочинений“.
Несмотря на то, что Байков в вопросах создания фабрик принял ряд спорных и, по мнению современников, слишком поспешных решений, «Сельский хозяин» проложил ему путь в купцы второй гильдии. На тот момент Байков уже сколотил капитал в размере 20 тысяч рублей серебром. Эти достижения и большие амбиции привели к серьезному результату: предприятию по производству консервов предоставили право на создание в городе водопровода.
Попытки решить в Ростове проблему водоснабжения предпринимались не раз. История эта продолжалась с 1844 года. На помощь пытались прийти специалисты из Европы, но к ожидаемому результату это так и не привело.
В 1860 году Андрей Байков открывает новое АО «Ростовский-на-Дону водопровод». Но, в отличии от производства консервов, найти акционеров с деньгами оказалось весьма непросто, поскольку мало кто верил во всю эту затею. Горожане таскали воду ведрами из Дона и более мелких рек, либо ее везли бочками водовозы. К тому же, главного инженера, на которого возлагал надежды Байков, переманили в Новочеркасск.
В 1862 году Андрея Байкова избрали на пост Городского главы. В копилке достижений на тот момент у него уже открытие конторы Государственного банка и расширение прав таможни. Новому главе в это время был 31 год.
После избрания процесс создания водопровода начал проходить быстрее. Байков собрал крупных купцов Кошкина, Дмитриева и Куксу и заключил с ними договор на 50 лет. Они построили объект за свои средства, но получали взамен прибыль. Обговорили сразу и расценки: около четверти копейки за ведро. Купцы таже взяли на себя обязательства по ремонту насосов и рабочих построек. После истечения срока действия договора водопровод должен был перейти в собственность города.
Первый ростовский водопровод длиной 5 километров открыли в конце 1865 года. Новое сооружение позволяло также подавать воду к 50 пожарным кранам. В этом же году Андрей Байков становится почетным гражданином Ростова.
Пушкинская перестала быть канавой
Вопрос организации в городе освещения стоял довольно остро. Для решения проблемы Байков закупил 600 фонарей. Их особенность заключалась в том, что внутрь заливали не керосин, а фотоген — минеральное масло. В те времена это можно было назвать передовой технологией.
В те годы улица Пушкинская (на тот момент Кузнецкая, ее переименовали немного позже при Байкове) по сути была огромной канавой. Речь идет о так называемой Генеральной балке, по дну которой тек ручей Безымянный. Сюда многие жители выбрасывали мусор и сливали нечистоты. Балку пересекали два деревянных моста. Строительство каменного началось еще до прихода к власти Байкова, но завершили этот процесс именно при нем. Безымянный ручей «завели» в трубу. Новый мост назвали в честь градоначальника, на возведение объекта потратили 5 тысяч рублей.
Первые тротуары появились в городе в 1863 году. Изначально планировалось, что их будут прокладывать сами владельцы домов, но те не горели желанием заниматься вопросами благоустройства. В итоге горожан обязали следить за чистотой уже проложенных тротуаров.
Позже первое «дорожное полотно» появилось на Садовой. В 1868 году по ней уже курсировал омнибус, по маршрутам от Доломановки до Богатого источника и от Доломановки до Нахичевани, в первом случае проезд стоил 15 копеек, во втором — 20. Примерно в это же время городское управление издает постановление об обязательной вакцинации от оспы. Ради этого даже ввели должность городского оспопрививателя.
В 1868 году был устроен званный ужин в честь шестилетия работы Андрей Байкова в должности главы Ростова.
«При нем возникли контора госбанка, отделение коммерческого совета, биржа, общественный банк, общество взаимного кредита, гирловой комитет, преобразован ярмарочный комитет, основано благотворительное общество, преобразована больница, построена Петропавловская богадельня, театр, усилено мощение улиц, сделан мост через Балку по Таганрогскому проспекту, устроено освещение города, таможня получила большие права, разрешена женская прогимназия», — тк звучал текст поздравительного письма, прочитанного на этом мероприятии.
Приезд проверяющего и увольнение
Далеко не всем жителям нравились изменения, появившиеся при Байкове. Были и в числе местных элит те, кто его яро не поддерживал, например, миллионер Георгий Ткачев. «Злопыхатели жалуются на Городского главу, так как он не дает им воровать», — заявляли соратники Байкова.
Однако число недоброжелателей росло и уже в мае 1865 года 59 граждан направили местному губернатору письмо, в котором сообщили о растрате денег, выделенных на строительство дороги из Ростова в Нахичевань. В город нагрянули проверяющие, которые на тот момент нарушений не нашли.
В ноябре 1868 года Андрея Байкова избрали на третий срок. Однако спустя год градоначальника сняли с должности. Как сообщал тогда министр внутренних дел, мера эта временная, на период проведения проверок, связанных с управлением и хозяйственными вопросами.
Что выявили проверки, доподлинно неизвестно, но 16 марта 1871 года Андрея Байкова увольняют окончательно. При этом 5 июля его лишают членства в коммерческом совете, где он председательствовал на протяжении девяти лет.
По совету ростовских друзей Андрей Байков покидает город. Он уезжает в Кавминводы. Но сидеть без дела бывший глава не мог, поэтому взял в аренду курорт и начал с головой погружаться в изучение целебных свойств лечебных вод. Оценив, какой потенциал имеет эта лечебная история, Байкову пришла идея разливать целебную воду по бутылкам и продавать по всей стране. Идея приносит хороший доход и вскоре у Байкова появляются в Ессентуках собственные гостиница и сад.
«Помилуйте, Андрей Матвеевич»
На Северном Кавказе Байков провел 10 лет. Он был почетным мировым судьей по Владикавказскому округу, получил ряд государственных наград. Однако ростовский сценарий на этом не закончился. В донской столице о нем не забыли.
Местная дума в 1879 году постановила: «Просить городского голову возбудить, где следует, ходатайство, чтобы настоящее дело, возникшее в 1869 году, пересмотру не подвергалось и производством было прекращено». Ходатайство было удовлетворено.
Историк и краевед Владимир Сидоров ранее писал, что после триумфального возращения Байков заявлял, мол, добиться быстрых преобразований в Ростове будет сложно, поскольку казна пустая. «Помилуйте, Андрей Матвеевич, да мы вас потому и пригласили, что у нас теперь в кассе нет ничего», — якобы ответили в гордуме.
Третий приход к власти привел значительным результатам. При Байкове в этот период в Ростове появились женская школа и санитарная служба. Это позволило покончить с холерой.
По Садовой стал ездить первый доступный общественный транспорт — трамвай-конка. В 1886 году в городе был проведен телефон. Ростов преображался на глазах: Городской сад с цветниками и фонтанами, замощение улиц, строительство крытых рынков, создание городской канализации.
Спустя год городская дума инициировала строительство Волго-Донского канала. Байков сумел привлечь для работы над проектом Гюстава Эйфеля. Да, в то время проект еще не суждено было реализовать, но спустя годы, в начале XX века, французский инженер разработал механизм подъема разводного «Американского моста» через Дон: пролет весом 729 тонн взлетал на высоту 40 метров за 75 секунд. Стоит отметить, что построенный заново после Великой Отечественной войны мост, несмотря на другой масштаб, полностью повторяет конструкцию моста старого.
Все шло хорошо до июня 1887 года. После смерти члена городской управы С. В. Журавлева, который отвечал за делопроизводство и счетоводство, была проведена ревизия по итогам которой недосчитались 6025 рублей. Назревал скандал. Байков пытался утихомирить разбушевавшуюся общественность, заявлял, что внесет 2500 рублей из собственных средств, но волну негодования уже было не остановить. Оппозиционно настроенная верхушка обратилась к губернатору.
В Ростов приехал вице-губернатор. Байкова отстранили от должности, но следствие не выявило нарушений в работе: ни присвоений, ни растрат. Уже в ноябре градоначальника вернули. А в 1888 году Андрея Байкова вновь избрали на должность главы, с содержанием в размере 6 тысяч рублей в год. Скандалы и разбирательства привели к проблемам со здоровьем. Градоначальник отправился в Тироль, чтобы привести в порядок свою нервную систему. 18 сентября 1889 года он умер на чужбине. После того, как тело доставили в Ростов, были организованы пышные похороны. Однако вдове Байкова в предоставлении пенсии отказали, мотивируя это те, что у семьи достаточно средств для безбедного существования.
Там, где был похоронен Андрей Байков, сейчас предположительно находится Дворец спорта. От Всехсвятского кладбища, увы, давно уже ничего не осталось. В сентябре 2013 года по соседству с мэрией у парка имени Максима Горького открыли памятник Андрею Байкову. Автор скульптуры — Анатолий Скнарин.







