Ростовские депутаты разрешили строить жилые дома в двух зонах речного фасада. Теперь здания высотой до 20 метров могут появляться на тех участках берега Дона, где их никогда не было — например, на Зеленом острове. Изучившие поправки специалисты отмечают, что формулировки в документах размыты и неопределенны. Корреспондент 161.RU спросил члена Союза архитекторов России Александра Ломтева и директора «Южного градостроительного центра» Сергея Трухачева, что нововведения могут значить для Ростова.
«Оставят только велодорожку»
По мнению Сергея Трухачева, городская дума, внеся очередные изменения в действующие ПЗЗ в части формирования зоны РФ-2, формально мало что изменила. Ведь раньше роль нынешней зоны речного фасада второго типа (РФ-2) выполняла отдельная подзона в зоне КД-1 — на Зеленом острове и Левобережье и раньше можно было строить всевозможные коммерческие объекты. Немного пересмотрели только предельные параметры по высоте зданий и площадям застройки.
— Самое существенное изменение, которое власти, как обычно, подавали под соусом заботы о простых гражданах, — это внесение в перечень основных видов разрешенного использования малоэтажных жилых домов, — считает Трухачев. — Причем регламент этот будет распространяться на те территории, где жилья отродясь не было.
По словам эксперта, изменения позволят строить на побережье жилье без проведения публичных слушаний для изменения зоны застройки — просто нужно будет направить заявление в администрацию города. Как считает Трухачев, заинтересованные лица уже так поступили.
— И даже если со временем под давлением общественности власти вынуждены будут отказаться от скандального регламента, мы к тому времени уже получим частного собственника, который на абсолютно законных [на настоящий момент] основаниях получит свое разрешение на строительство. Напомню, примерно по такой схеме возник ЖК «Державинский», разрешение на строительство которого было дано незадолго до введения сдерживающих регламентов, — отмечает Трухачев.
Он уверен, что первоочередный интерес для такого рода застройки представляет территория бывшего завода «Красный Дон», речного порта — то есть огромная полоса от Богатяновского спуска до «Красного Аксая». Это идеальное место для возникновения элитных гейт-комьюнити, застроенных малоэтажными домами клубного типа в непосредственной близости от Дона.
«По закону, нужно оставлять в свободном доступе 20-метровую полосу вдоль любого водного объекта. Вот ее нам и оставят. Как раз хватит для велодорожки»
Кроме того, нужно учитывать контекст этого решения — сейчас огромными темпами строится жилой микрорайон в Левобережье. Он позиционируется как первый шаг в освоении поймы под застройку, новый городской центр. Зоне РФ-2, которая уже без жилья формируется на левом берегу Дона, уготована судьба стать обслуживающим центром этого нового района.
— Корень проблем здесь в том, что сегодняшние городские власти смотрят на градостроительную политику только как на выражение интересов крупных застройщиков, а не как на предмет диалога с горожанами и поиска устраивающих всех решения. А Левобережье — это один из немногих нераспределенных до конца территориальных ресурсов в непосредственной близости от городского центра, который кажется таким соблазнительным и привлекательным. Да, у города, скорее всего, будут проблемы после того, как его застроят многоэтажными домами, предварительно вывалив под них тысячи кубометров песка. Но так ведь это завтра, а те, кто сегодня задает тон в градостроительной политике, предположу, не связывают свое будущее с этим «завтра» в Ростове, — отмечает Трухачев.
Литературные термины без реальных измерений
— Сами по себе поправки недавние, которые касались ограничения высотности в зоне речного фасада, — это однозначно хорошее решение, жаль, что столь запоздалое. Другой вопрос, зачем было предложено переводить некоторые территории продолжения набережной в зону, где теперь могут появиться жилые дома вместо обещанного общественно-культурного кластера, — отмечает архитектор Александр Ломтев.
По его мнению, основной вопрос — это находящиеся уже не один год в наших правилах застройки и землепользования некорректные и смутные требования и термины для проектирования зданий в зоне речного фасада. Новые территории, которые теперь добавились в зону речного фасада, рискуют подвергнуться хаотической застройке, если требования к проектированию в зоне речного фасада не конкретизировать как можно быстрее.
— В частности, в текущем тексте требований к проектированию зданий в зоне речного фасада содержатся следующие фразы: «Размещение доминантных объектов допускается в рамках обогащения силуэта речного фасада города при условии формирования его единого архитектурно-художественного образа». Вопрос — в чём это «обогащение силуэта» измеряется? Это литературный термин, он не имеет никакого численного выражения, — отмечает Ломтев.
В текущем тексте ПЗЗ указывается, что «строительство в зоне речного фасада должно осуществляться в соответствии с градостроительной концепцией развития зоны композиционного регулирования речного фасада» и более того, «с учетом решений градостроительного совета о соответствии архитектурных решений градостроительной концепции», говорит Ломтев. Это создает вопрос: кто-то видел эту концепцию развития своими глазами? Если нет утвержденной концепции развития композиции речного фасада, то чему удивляться, что композицию речного фасада формируют все, кроме архитекторов и градостроительного совета?
— Аналогичная ситуация с определением «ближних и дальних видовых точек». Нет никакой ясности, о каких точках и расстояниях идет речь. Общее впечатление, что требования ПЗЗ в части строительства в зоне речного фасада принадлежат перу писателя, а не грамотного архитектора-градостроителя. Нет ответов и на другие простые вопросы: по какой линии проходит «речной фасад»? По набережной, улице Береговой или, может, Дону? Остается только догадываться, — считает архитектор.
Аналогичные вопросы и к формулировке «использование для комплекса зданий, сооружений на одном земельном участке принципа постепенного понижения этажности к реке Дон».
— Что такое «постепенное понижение этажности к реке Дон»? На корпусе длиной в 50 метров постепенно сделать две ступеньки по 3 метра — это достаточно постепенно? — интересуется Ломтев. — Получается, постепенность эта — литературный термин, не более.
Как отмечает архитектор, правовая неопределенность, которая уже была допущена в текущем варианте требований к новым зданиям на набережной, в сумме с вольными трактовками уже привели к возникновению сомнительных «творений», которые мы и гости города будем наблюдать десятилетия.
«Хочется надеяться, что высказанные на слушаниях замечания будут услышаны и все неясные формулировки будут откорректированы»