Кто отвечает за безопасность Крымского моста? Как Олимпиада в Сочи помогла улучшить транспортную инфраструктуру? Как IT-решения помогают охранять российские дороги? Обо всём об этом в интервью рассказал директор Керченского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» Олег Пономарев.
— Олег Витальевич, расскажите, пожалуйста, про подразделение, которым вы руководите. Какие его ключевые задачи?
— Керченский филиал — это часть крупного предприятия — Управления ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, которое обеспечивает безопасность важных объектов транспортного комплекса страны.
Свою историю предприятие ведет с 2002 года. То есть в этом году у него двадцатилетний юбилей. Помимо охраны объектов, предприятие занимается проектированием и монтажом технических средств для выполнения комплекса мер безопасности.
Для выполнения этих задач в 2016 году и был создан Керченский филиал.
— Какие проекты сейчас реализует филиал и каких успехов удалось достичь за время работы?
— Керченский филиал реализовал большую часть работ для обеспечения транспортной безопасности Крымского моста и подходов к нему. Например, внедрил использование интеллектуальных систем защиты объектов транспортной инфраструктуры.
Для этого были автоматизированы рабочие места сотрудников, чтобы в круглосуточном режиме шли сбор, обработка и передача сообщений от систем безопасности, и специалисты могли в оперативном режиме получать информацию о возникновении тревожных событий.
Филиалом построен также комфортабельный железнодорожный вокзал, пассажирские платформы и путепроводы, а еще создана привокзальная площадь с автостоянкой.
На досмотровых комплексах вокзала смонтировано уникальное высокотехнологичное оборудование для досмотра транспортных средств, продвигающихся в направлении Крымского моста. А для грузовых поездов был возведен инспекционно-досмотровый комплекс с приемоотправочным парком, ситуационным центром транспортной безопасности.
Для комфортного перемещения граждан по маршруту Керчь — Чистополье — Новоотрадное филиал выполнил переустройство автомобильной дороги, поскольку строительство приемоотправочного парка накладывалось на существующий путь.
— Транспортная безопасность — это наверняка не только труд людей, но и отлаженный комплекс действий с привлечением современных технических и цифровых решений?
— Обеспечение безопасности возможно только при бесперебойной работе интеллектуальных систем. С их помощью идет обработка информации, поступающей с систем охранной сигнализации, охранного телевидения. Затем в оперативном режиме система может самостоятельно принимать решения, без участия оператора.
Конечно, мы находимся в эффективном межведомственном взаимодействии с оперативными службами и силовыми структурами. Применение передовых технологий не исключает заслуг и профессионального вклада работников, участвующих в создании подобных проектов и в их обслуживании.
— У вас большой опыт в обеспечении государственных задач, в том числе на ключевых для страны объектах. Например, на Олимпиаде в Сочи. Расскажите, пожалуйста, о том, какие задачи вам приходилось решать, работая в Транспортной дирекции Олимпийских игр? Наверняка, многое в Сочи пришлось запускать с нуля?
— Работа на таких проектах, как Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 года в городе Сочи, добавляет уникальный профессиональный опыт.
Помимо возведения практически с нуля спортивной инфраструктуры, государству необходимо было решить вопросы логистики. А для этого было нужно обеспечить поставки строительных материалов, спроектировать и затем построить транспортные инфраструктурные объекты Сочи.
В частности, была поставлена задача создания уникальной системы управления мультимодальными перевозками для доставки грузов на олимпийские объекты в условиях малопропускной способности сочинского узла. Второй важный блок — обеспечить транспортировку 1,5 млн гостей и участников Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года.
Удалось создать информационную систему управления грузовыми и пассажирскими перевозками, которая не имела на тот момент аналогов в нашей стране.
Новизна и уникальность системы заключалась в том, что впервые в России была внедрена сквозная технология управления всеми видами перевозок. Нам удалось применить технологию «единого телематического оператора» олимпийских перевозок с использованием ГЛОНАСС с мониторингом всех транспортных средств, задействованных в перевозке олимпийского груза. Система обрабатывала данные от более чем 100 телематических операторов. Был разработан также единый интегрированный информационный комплекс для транспортных компаний и заказчиков перевозок.
В мои задачи входили контроль и координация внедрения этой информационной системы, в том числе на сочинских объектах дорожно-транспортной инфраструктуры.
— Как IT помогали обеспечить выполнение задач при подготовке игр?
— Благодаря современным решениям была проведена полная модернизация транспортной системы Сочи. Впоследствии это высоко оценили эксперты Международного олимпийского комитета, спортсмены и болельщики.
— Такие крупные проекты, как игры в Сочи, часто позволяют получить наработки, которые в дальнейшем можно внедрить на других объектах. Были ли такие наработки в Сочи и есть ли их применение сейчас в других местах?
— Многие специалисты, получившие опыт в Сочи, продолжают трудиться в транспортной отрасли в различных регионах. Например, я в дальнейшем принял участие в реализации проектов по монтажу и пусконаладке оборудования, написанию и внедрению программного обеспечения на ключевых трассах страны. Таких как трасса М-11, трасса М-9, трасса М-4 «Дон», кольцевая автодорога в городе Санкт-Петербурге.
А позже по заказу правительства Московской области координировал работы по выполнению проектно-изыскательских работ, монтажу и подключению комплексов фото- и видеофиксации правонарушений на территории Московской области.